Можно долго и с пафосом рассуждать о роли и масштабе деятельности Всемирной Федерации FIABCI. Причем, абсолютно заслуженно. Сегодня это, действительно, самая заметная организация профессионалов рынка недвижимости на международном уровне. Прежде всего – с точки зрения сочетания следующих факторов: спектра вовлеченных специалистов (десятки профессиональных категорий, так или иначе причастных к рынку недвижимости), географии охвата (более 60 стран, включая все ведущие экономики континентов нашей планеты), стажа присутствия в истории развития рынка недвижимости (более 60 лет).

Но когда для FIABCI все начиналось во Франции в 1945 году, основатели организации были далеки от идей глобализации. Хотя, единожды начав процесс, вовлекали в него с каждым годом все больше и больше коллег-единомышленников. Сначала – из соседних европейских стран, но достаточно быстро шагнули за моря-океаны.

О хронологии по порядку
Итак, место действия – Западная Европа, только что закончилась Вторая мировая война. Жилищный и коммерческий фонды всех стран, в том числе и Франции, очень пострадали от бомбежек и сражений. Здания старой постройки требуют серьезной реконструкции, а на месте руин надо возводить дома, отвечающие новым стандартам. Нехватка жилых площадей и объектов инфраструктуры и промышленности отмечается почти повсеместно.

Профи европейского рынка недвижимости практически сразу начинают задумываться: как этот рынок восстановить, да еще краше прежнего. Какие инновационные технологии строительства использовать, как грамотно управлять недвижимостью, какой опыт заимствовать в других странах. Франция – пионер этого движения. Именно здесь сразу по окончании войны активно оживляется деятельность Национальной Ассоциации по недвижимости. В 1945 году несколько энтузиастов этой организации принимают решение основать новое профобъединение – Федерацию управляющих недвижимостью (CNAB). А на ее основе налаживать и международное, в том числе, сотрудничество. Первым президентом и «отцом-идеологом» становится Пьер Коллевилль.

Уже в 1946 году CNAB организует в Париже Конгресс с зарубежным присутствием. Иностранными делегатами мероприятия становятся представители рынков недвижимости, благополучно пережившей войну под защитой нейтралитета Швейцарии, также не особо пострадавшей Бельгии и никак не затронутой Канады.

Год рождения – возможны вариации
С датой официального рождения FIABCI невольно возникает путаница. Шестидесятилетие организации пышно отмечалось в Брюсселе в декабре 2009 года, то есть формально временем «легализации» декларирован год 1949-й. Однако Конгресс CNAB 1948 года, впервые заявленный как международный, считается моментом основания FIABCI. Но официально эта аббревиатура стала использоваться только несколькими годами позже. В любом случае, седьмой десяток FIABCI уже разменяла, а если Брюссель проявил инициативу и организовал праздник – отдельное спасибо бельгийскому отделению Федерации, независимо от того, слегка ли он с этим опоздал или, наоборот, чуть поторопился…

В Конгрессе 1948 года уже принимают самое активное участие профи не только из ранее приобщенных к деятельности CNAB стран. Вовлечены Дания, Великобритания, Нидерланды и даже ранее находившаяся «за линией фронта» Германия. Правда, естественно, только Западная. Восстановление – дело общее. И для страны, местами очень сильно пострадавшей от «ковровых» американских бомбежек, особо актуальное.

К моменту проведения очередного Конгресса 2 июня 1951 года Федерация официально зарегистрирована как международная. В нее входят профессиональные ассоциации Франции, Германии, Бельгии, Австрии и Соединенных Штатов Америки. Бывшие противники на полях сражений общими усилиями налаживают партнерские связи и мирное сотрудничество.

В течение последующих ближайших лет в Федерацию полноправно вступают представители Нидерландов, Швейцарии, Италии, Испании и Канады. Десяток влиятельных стран – серьезная общественная сила. 21 июля 1954 года новая, но весьма заметная своей активностью Федерация приобретает официальный статус консультанта при Социально-экономическом совете Организации Объединенных Наций (ECOSOC).

Наконец-то FIABCI!
1956 год – время рождения бренда FIABCI. Место рождения – Вена. Повод – очередной Международный конгресс. FIABCI – аббревиатура довольно длинного названия на французском (как дань уважения стране-основателю): Fеdеration Internationale des Administrateurs de Biens Conseils et Agents Immobiliers. Дословно можно перевести как Международная Федерация советов управляющих имуществом и агентов по недвижимости. К этому моменту организация уже стала «многопрофильной», объединив самых различных специалистов рынка.

В 1964 году Всемирный конгресс FIABCI собрался в Тель-Авиве. Языком международного бизнеса к тому времени становится получающий все большее распространение английский. Поэтому принято решение позиционировать FIABCI короче и глобальнее – как International Real Estate Federation. Но прежний акроним FIABCI решено сохранить, поскольку он уже стал очень узнаваемым и популярным.

К началу 1970-х организация была представлена уже практически на всех континентах, включая Австралию и ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Международными официальными языками FIABCI становятся не только французский и английский, но также немецкий, испанский и японский.

В 2002 году происходит очередная «перезагрузка» – организация принимает новые уставы и инструкции, оперативным органом управления становится Правление, а главным – Генеральная ассамблея. Штаб-квартира, исторически основанная в Париже в 1959 году, там же и остается (по сей день). Однако в каждой стране-участнике существуют чаптеры (национальные отделения) – со своим секретариатом. В России свой чаптер появился уже в 1994 году – спустя всего пару лет после того, как, благодаря приватизации, здесь стал складываться рынок недвижимости, пригодный к интеграции в мировую экономику и остро нуждающийся в формировании международных партнерских отношений профессионалов.

Репутация – во главе угла
Еще на заре организации в ней был принят Кодекс этики, которому безоговорочно обязаны подчиняться все ее члены в профессиональной деятельности. Основные принципы кодекса и сопутствующего ему свода правил ведения бизнеса, казалось бы, очевидны: это, прежде всего, защита интересов клиентов, которым должны оказываться высокопрофессиональные услуги, постоянное повышение деловой квалификации, если кооперация с коллегами – то прозрачная и ответственная, если конкуренция – то добросовестная. И отдельным разделом – особая ответственность перед организацией, охрана ее репутации и невозможность нанесения ущерба ее авторитету. Если в результате нарушения принципов кодекса и стандартов практики клиенту или коллеге будет причинен ущерб, правлению организации надлежит расследовать обстоятельства и, при доказанной виновности, категорически исключить такого члена из FIABCI, ославив его тем самым на весь профессиональный мир.

Конечно, сегодня подобными сентенциями никого уже не удивишь, но десятилетия назад это был очень серьезный прорыв в области повышения социальной ответственности бизнеса. И к тому же данный кодекс вовсе не является формальной прокламацией готовности к «защите прав потребителя». Члены международной семьи FIABCI действительно так думают и так работают. Поэтому принадлежность к бренду – уже рекомендация. В поисках надежных партнеров в других странах достаточно обратиться к базе контактов организации. Гарантировано не только внимательное отношение к вам и вашим клиентам со стороны любого из указанных там профи. Гарантировано самое главное для успешного сотрудничества: высокий уровень взаимной ответственности и качество предоставляемых услуг. Поскольку любая недоработка в данном случае – это не просто неловкая ситуация перед коллегой, но и подрыв свой репутации перед всем интернациональным сообществом.

Особая неформальная теплота, пронизывающая отношения между членами FIABCI, на первый взгляд, может показаться исполненной не совсем уместной в бизнесе сентиментальности. Несмотря на свой сегодняшний воистину планетарный масштаб (более ста крупнейших национальных профобъединений и тысячи прямых индивидуальных членов на всех континентах), организация, выросшая из небольшого сплоченного коллектива единомышленников, умудрилась сохранить дух семьи, присущий ей с самого начала. Традиционное обращение в документах, рассчитанных на общее ознакомление: «дорогие члены семьи FIABCI». Принадлежность к этому бизнес-клубу делает его членов во многом гражданами мира по духу. А в каждой стране позволяет почувствовать себя желанным гостем – и в качестве делового партнера, и просто как старого друга, наконец-то собравшегося проведать далеких «бизнес-родственников».

Путешествия для бизнеса или наоборот?
Тема бизнес-путешествий – особенно популярна в FIABCI. С самого начала ежегодный конгресс менял дислокацию, перемещаясь из страны в страну. Это позволяло ознакомиться как с рынками недвижимости, так и с формами ведения бизнеса «на местах». В программу каждого конгресса включаются деловые туры и обзоры рынков принимающей стороны. В настоящее время FIABCI предлагает ежегодный Всемирный конгресс (он проходит в ротации на разных континентах), а также – по одному раз в два года – Европейский и Американский.

Проводится ряд конференций при участии FIABCI и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, каждый год проходят традиционные Декабрьские встречи – в 2011 году они состоялись в Лиссабоне (Португалия). Помимо этого, весьма популярна система бизнес-туров между конкретными странами. Так, за последнее время представители российского чаптера были гостями коллег из Болгарии, Франции, Доминиканской Республики. В этом году Всемирный конгресс впервые пройдет в России. Санкт-Петербург примет сотни делегатов со всех континентов. За право проведения Конгресса пришлось побороться. Выбор страны и города осуществлялся на конкурсной основе. Отчасти помогло делу то, что президентом Всемирной Федерации FIABCI в 2011 году впервые в истории организации стал россиянин – Александр Романенко. На берегах Невы в мае он передаст полномочия следующему лидеру FIABCI, пока еще президент-электу, Джуди Шенфилд из США. Надеемся, что нашим друзьям-коллегам понравится наш город, а сами приложим к этому максимум усилий.

Группа компаний «Бюллетень Недвижимости» является генеральным информационным партнером Всемирного конгресса FIABCI-2012. На страницах наших изданий и на портале BN.ru мы будем подробно знакомить аудиторию с тем, как идет подготовка к мероприятию, с его деловой программой, осветим все события Конгресса и подведем его итоги. Но, конечно, лучше один раз увидеть… Подробнее ознакомиться с программой Конгресса и зарегистрироваться для участия в мероприятии можно на сайте fiabci63.com.

Поскольку в новом веке FIABCI объединяет более сотни национальных профессиональных сообществ и тысячи прямых индивидуальных членов самых различных профилей, имеющих отношение к недвижимости, каждый должен чувствовать, что организация отвечает его прикладным запросам и профессиональным нуждам. В следующей публикации мы подробнее расскажем о структуре Федерации, о деятельности комитетов и Всемирных советов профессионалов рынка недвижимости различных специализаций

Текст: Татьяна Родионова