О замечательных свойствах деревянных домов мы можем прочитать в рекламных буклетах любых компаний, специализирующихся на строительстве из древесины. Если верить некоторым строительным организациям, то чуть ли не все наши зимние недомогания – от того, что мы живем не в деревянных, а в каменных строениях. Дерево – это и отличный термос, позволяющий сохранить тепло, и природный кондиционер, обеспечивающий в коттедже здоровый микроклимат, а также насыщающий воздух фитонцидами… Особая категория «деревянного мифотворчества» – зимний лес. Представители фирм и артелей, специализирующихся на ручной рубке, утверждают, что строить нужно только из бревен, заготовленных зимой. Наконец, древесина – материал не только «живой» и качественный, но и доступный в богатой лесами России.
Между тем данные маркетологов часто свидетельствуют совсем об обратной тенденции. Выбирая коттедж, граждане нашей страны отдают первенство домам из керамических блоков и кирпича, материалам на основе пено- и газобетона. Дома из дерева, а тем более каркасные коттеджи с деревянным каркасом, ассоциируются с эконом-классом, дачами да хибарами. И, по всей видимости, причин здесь две. Во-первых, качество деревянных домов не всегда соответствует тому, что обещает производитель. Во-вторых, маркетологи, продвигающие кирпич и газобетон, – работают лучше.Однако, в отличие от нас, в США львиная доля малоэтажного домостроения отдана домам с деревянным каркасом, в Европе коттеджи из дерева имеют немало поклонников, а в Японии настоящий деревянный дом, доставленный из Финляндии, может себе позволить только очень состоятельный господин. Разберемся с основными мифами, сложившимися вокруг деревянного домостроения.
Миф первый: дерево – самый экологичный материал
Это не миф, а правда. Однако «экологическая дружелюбность» деревянного дома, о которой говорят все без исключения производители, легко сводится на нет, если применяются декоративные пропитки на основе ядовитых растворителей, антисептики, антипирены, составы, использованные при производстве клееного бруса, межвенцовые утеплители. Наконец, даже рубленые дома требуют утепления фронтонов и подкровельного пространства. А здесь идут в ход минераловатные плиты, древесно-волокнистые листы (от разных производителей, в том числе не всегда добросовестных), а также всевозможные сертифицированные и несертифицированные пенопласты и пенополистиролы, которые в лучшем случае – аллергены, в худшем – обладают токсичностью.
Миф второй: деревянные дома недолговечны
По данным специальной литературы, при правильном соблюдении технологии срок службы деревянного дома – от 50 лет, кирпичного – от 80 лет. Но это не аксиома. Бывают кирпичные строения, которые рассыпаются за десятилетия, в то же время как некоторые деревенские дома прошлых веков сохранились в такой кондиции, как будто построены вчера. Любой дом требует заботы. Он живет, пока в нем живут и поддерживают его в должном состоянии. Заброшенное строение из кирпича или пенобетонных блоков в нашем влажном климате, когда в межсезонье температура постоянно скачет через губительную для любых материалов «нулевую» отметку, тоже быстро приходит в негодность. И это состояние может оказаться необратимым. Долговечность деревянного дома зависит от выбранных при строительстве антисептиков и антипиренов, качества древесины, правильности монтажа утеплителей, инженерных систем, вентиляции и гидроизоляции цокольного этажа.
Мы опасаемся, что деревянные конструкции поразит плесень, мыши и насекомые. Но эта проблема есть не только у древесины. Грибки также разрушают и бетон, и кирпич, и полимеры. Между тем современные технологии обработки древесины, с использованием составов, имеющих биологическую основу, сводят опасности к минимуму, однако порождают еще один расхожий миф: обработал – и забыл. Но в инструкциях по применению большинства антисептических составов сказано, что обработку рекомендуется повторять через четыре-пять лет.
Миф третий: дерево «дышит»
Вроде бы это тоже не миф. Специалисты утверждают, что древесина аккумулирует тепло и обычно имеет температуру на пару градусов выше, нежели все, что ее окружает. Она обладает исключительной паро- и воздухопроницаемостью, поэтому деревянный дом как бы самопроветривается, кондиционируется, но при этом сохраняет тепло и естественный для человека уровень влажности воздуха. А «деревянная» способность дышать в свою очередь уменьшает риск поражения плесенью и гнилостными бактериями. Разумеется, если предусмотрена возможность для такого «дыхания», а именно качественная вентиляция (к слову, деревянный дом нуждается в исключительно качественной и продуманной системе вентиляции – но это тема для отдельной публикации).
Что же показывает отечественный опыт? Многие деревянные дома действительно дышат, но не благодаря «волшебным» свойствам древесины, а за счет продуваемости углов и межвенцовых стыков. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести тепловизионное обследование современных рубленых домов.
Строители в один голос утверждают, что чем толще стены, тем теплее дом. На самом деле важна не столько толщина бревен, сколько то, как много древесины выбрано, чтобы положить их друг на друга. В местах стыка бревен стена всегда получается тоньше. Между тем есть нормы выборки, но некоторые строители пользуются нашим незнанием. К примеру, если высота стены вашего дома 2,5 м, то на нее понадобится не десять бревен диаметром 25 см, а с учетом выборки – восемнадцать. Недобросовестный строитель «сэкономит» на стесе и обойдется пятнадцатью. Тогда «дыхание» обеспечено. На тепловизионном снимке видно, как надежные и основательные стены из калиброванного бревна теряют тепло. Протопить такой дом – не проблема, но остывает он стремительно (см. снимки).
Миф четвертый: деревянные дома пожароопасны
Любые дома горят, и это печальная реальность. Но почему-то у потенциальных домовладельцев есть убеждение, что именно деревянные и каркасные дома в этом отношении более всего опасны. И если бы не эта фобия, поклонников у деревянного домостроения было бы значительно больше. А приобретатели квартир в городском старом фонде не предпочитали бы металлические балки перекрытий деревянным.
Неправильно построенный дом, если его хозяин сэкономил на противопожарных мерах, может выгореть в считанные минуты. Мне как-то довелось наблюдать, как сгорает новая изба: в вентиляционных зазорах между утеплителем и облицовкой огонь распространяется мгновенно, как в турбине, а опилки, заметенные гастарбайтерами под пол, вспыхивают, словно порох. Но почему-то все уверены, что деревянный дом сгорит дотла, а кирпичный после пожара можно будет восстановить. Это не соответствует истине.
При строительстве очень важно соблюсти комплекс мер пожарной безопасности. Деревянные элементы в проблемных местах, например около дымоходов, должны быть обработаны огнезащитными составами. Кроме того, необходимо строго соблюдать правила монтажа печей, дымоходов, отопительных систем и электрооборудования – именно они являются основными «горячими точками», приводящими к пожарам.
Между тем утверждение, что дерево горит лучше, чем другие материалы, на поверку оказывается сомнительным. На самом деле деревянная балка более устойчива в огне, чем металлическая. При достижении критической температуры, металл плавится и изменяет форму, в результате чего металлическая конструкция, в особенности нагруженная бетонными плитами, может обрушиться значительно раньше деревянной. Деревянная балка долго сохраняет несущую способность: чтобы рухнуть, ей нужно прогореть примерно до половины, а за это время уже и пожарные могут подоспеть. К тому же, горение затрудняет и образующаяся зола. Да и поджечь дерево, в особенности обработанное огнезащитными составами, задача не такая и простая.
Гораздо больше нареканий у представителей пожарного надзора вызывает применение в качестве утеплителя внутренних конструкций пенопласта и горячеформованных пенополистролов. Они не должны соседствовать с деревянной обшивкой. Хоть эти материалы, по заверениям производителей, «не поддерживают горение», но в случае пожара такое помещение быстро заволакивается ядовитым дымом. Строго говоря, помещения такой конструкции не должны приниматься пожарными в эксплуатацию, однако «дачная амнистия» позволяет строить пожароопасные дачи сплошь и рядом. И это печальный факт.
Миф пятый: зимний лес
Едва придет весна, как в наших садоводствах появится множество объявлений с предложениями о строительстве из так называемого «зимнего леса». «Зимний» и «северный» лес – это еще один расхожий источник «деревянных» мифов и легенд. Некоторые наши строители считают промороженную древесину лучшим материалом для строительства, в то время как другие утверждают, что это всего лишь маркетинговый ход. По их мнению, зимой в деревнях строили лишь потому, что летом крестьяне занимались сельским хозяйством, да и вывозить бревна из леса по скованной морозом почве – было значительно легче. Тем не менее этот миф имеет под собой правдивую основу.
Действительно, зимой дерево не растет, а осенью сбрасывает излишки влаги. Немало поклонников имеют постройки из медленнорастущей и очень плотной архангельской или лапландской сосны. Но здесь надо иметь в виду следующее. Во-первых, кто из вас может отличить настоящий северный лес от подверженного грибковым заболеваниям нашего, северо-западного? Во-вторых, где гарантия, что деревья, которые предлагаются как «зимние», не были срублены осенью и не брошены на делянке до весны? Практика показывает, что как раз именно зимой строительство зачастую ведется из «летнего» леса. И лишь к лету в ход может пойти «зимний». Тому, кто хочет дом именно из зимней древесины, необходимо интересоваться не сроком заготовки, а условиями, в которых хранился лес до момента попадания на стройплощадку.