Итак, в прошлой публикации мы рассказывали об основных правилах фотосъемки объектов недвижимости. Но одного снимка, чтобы рассказать о вашем коттедже, даче или участке, явно недостаточно. Для публикации в объявлении вы выберете главный снимок (о том, как его сделать «звенящим» и красочным, мы уже писали), а также несколько снимков, рассказывающих об объекте и его окружении. Еще несколько фотографий вы сможете выслать по запросу покупателю или агентам. Запас должен быть под рукой.
И зимой, и летом
Понятно, что у нас не всегда есть возможность выбирать время съемки. Между тем в фотокаталогах объектов недвижимости (и в печатных, и в электронных) есть негласное правило: зимой желательно публиковать зимние фото, а в теплое время года – «летние». Казалось бы, какая разница? А дело вот в чем. Как вы полагаете, о чем подумает ваш потенциальный контрагент по сделке, наткнувшись на снимок вашего утопающего в зелени домика, если дело происходит зимой? О том, какой уютный у вас коттедж и какой милый район? А вот и не угадали: в большинстве случаев у него сложится впечатление, что предложение «несвежее», а дом давно и безуспешно продается. Конечно, в данном случае речь идет о главном снимке. Но если в вашем портфолио есть виды объекта и его окрестностей как в зимнее время, так и в золотую осень – в этом нет ничего плохого. Выразительные снимки получаются весной, когда объект просвечивает через еще прозрачную зелень. Летом, когда листва станет плотной, снять дом, окруженный деревьями, будет намного сложнее.
Недвижимость в деталях и планах
С точки зрения композиции, бывают снимки общего, среднего и крупного плана, а также детали. Общий план показывает нам сам объект и его привязку к местности. Для публикации в качестве основного как правило берется снимок крупного плана. Детали позволяют рассмотреть «фишки» и особенности объекта.
Что еще есть на участке? Баня и теплица, хозпостройки и гараж, красивое дерево, беседка?.. Идеальный снимок общего плана привязывает объекты к участку, и на нем есть немного основного строения (оно занимает задний план или примерно треть снимка) и та же баня или беседка. Но если речь идет о нашем садоводстве, где негде развернуться, то поймать их в одном кадре – редкая удача. Не старайтесь взять в кадр сразу несколько объектов – в формате фотообъявления их не разглядеть. Тем не менее делая серию снимков участка, чередуйте средние, общие и крупные планы и старайтесь, чтобы одни и те же объекты в разных ракурсах присутствовали на всех снимках. Наличие таких «контрольных точек» связывает подборку фотографий в единый сюжет и дает зрителю возможность понять, что речь идет все о том же доме и его окружении.
При просмотре фотоснимков важно понимать «географию» участка, то есть при съемке объекта недвижимости необходимо придерживаться некоторой «генеральной оси» съемки, чтобы при просмотре фотографий было четко видно, где и как расположен тот или иной элемент объекта. Делается это так: если камера сдвигается влево от основной оси, то в кадр должны попадать фрагменты объекта, расположенные правее сюжетно важной части снимка. И наоборот.
Всегда помним о том, что самая выгодная точка съемки – верхняя, а солнце должно быть за спиной фотографа. Здесь придется повториться: используйте все доступные средства, позволяющие поднять камеру над привычным глазу уровнем: табуретки, стремянки, лестницы… Снимайте с балконов и вторых этажей. Здесь каждый лишний метр вверх позволяет добиваться выразительности. Все эти снимки делаем крупными и средними планами. Детали объекта тоже не забываем: интересное окошко, фонарь…
Сад, огород и ландшафтные композиции выгоднее всего снимать с верхней точки: например, с крыши, балкона или той же лестницы-стремянки
Съемка в интерьере
Но какое же портфолио объекта недвижимости без интерьеров? Рекомендации по интерьерной съемке еще ждут своего часа – это еще на целую публикацию. Пока ограничимся основными. Во-первых, используйте все возможные источники прямого и отраженного света. Растопите камин, включите музыкальный центр (пусть мигает светодиодами) и телевизор. Нет ничего более унылого в интерьерном снимке, чем «черный квадрат» выключенного телевизора! Во-вторых, наведите порядок и уберите из кадра все не относящиеся к делу объекты. Ведь что только не увидишь на снимках, предлагаемых агентами по недвижимости к публикации в фотокаталогах, – и горы немытой посуды в раковине, и полиэтиленовые пакеты с продуктами, и небрежно брошенные на кровать предметы гардероба. Многие такие случайные объекты можно вырезать при обработке снимка в графическом редакоре. Но далеко не все. То, что на съемочной площадке можно убрать одним движением руки, в «фотошопе» требует кропотливой работы.
Старайтесь не использовать вспышку. Если у вас мыльница – прикройте ее белым листком бумаги, направив отраженный свет в потолок. Можете воспользоваться для этой цели, например визитной карточкой.
Лишние объекты
Портфолио объекта должно не только показывать, но и рассказывать. В том числе и об окружении объекта. Включите в фотоподборку снимок улицы, на которой расположена ваша дача. Но так, чтобы и она тоже попала в кадр. Такой снимок общего плана тоже желательно делать с верхней точки (например с лестницы). Въезд в ваш коттеджный поселок оформлен в виде арки с ажурными воротами, а в вашем садоводстве – отличный магазин и кафе? Снимайте на здоровье, но только для портфолио и высылайте их по запросу. В объявлении публиковать эти снимки не надо. Они будут сбивать с толку и отвлекать внимание от самого объекта: покупатель будет думать, что вы продаете магазин, кафе или будку со шлагбаумом.
КСТАТИ
Форматы каталогов как правило рассчитаны на размещение горизонтальных снимков. Поэтому если вы фотографируете объект именно для объявления, старайтесь не делать вертикальных .
Обрабатывая снимки в графическом редакторе, вы можете выровнять его по горизонту, а затем откадрировать. Но если у вас нет профессионального откалиброванного монитора, не нужно заниматься цветокоррекцией.
Если у вас нету дома. Особенности съемки участка
Как обычно поступают агенты, размещающие объявления в фотокаталогах, если речь идет о продаже неосвоенного или частично освоенного участка? Скачивают из Сети интернет фотографию похожего леса или поля. Так вот, делать этого не следует. И дело не в том, что у любого снимка есть правообладатель, который может обвинить вас в нарушении авторских прав (хотя и такое возможно). Если выбранный вами пейзаж маловыразителен, он ни о чем не расскажет зрителю. Если же он представляет хоть какую-то отраду для глаз, будьте готовы встретить в фотокаталоге другие объявления с той же самой картинкой.
Поэтому и здесь документальность важна. Но снимок уголка, поросшего клочьями кустарника, мало о чем расскажет зрителю. Старайтесь, чтобы в кадре были детали: выразительный валун, отдельно стоящее дерево, в небе – выразительный и печальный журавлиный клин. Такой объект позволяет оценить реальный масштаб, он становится точкой, притягивающей взгляд к снимку. Если этой детали нет – ее можно придумать. Например, сделать из подручных средств «межевой знак» или табличку с надписью sale. Потенциальный покупатель простит вам подобный режиссерский замысел.
Может ли в кадре быть автомобиль? Да, если он покажет, что на участок можно заехать. Но он не должен сниматься крупным планом и находиться в центре композиции, иначе сложится впечатление, что вы его и продаете.
Главное - порядок
И напоследок – главное. «Планируйте съемку заранее. Составляйте ее сценарий, чтобы впопыхах не упустить из вида важных деталей, – говорит доцент кафедры телережиссуры и тележурналистики СПБГУКиТ Юрий Макусинский, – а во время съемки помните, что главный человек на съемочной площадке – именно фотограф, и все должны ему подчиняться. Он должен не просить, а требовать исполнения логики процесса фотосъемки и порядка на съемочной площадке, именно как режиссер-постановщик кинофильма. Лучше сделать все как надо за один раз, чем потом нервничать при отборе и обработке фотоснимков, а также испытывать проблемы от нехватки материала. Ведь все мы – люди занятые, и повторить фотосессию, как правило, удается очень редко».