Среди агентов по недвижимости – немало достойных фотолюбителей, но профессиональных фотографов практически нет. Стало быть, учимся фотографировать сами, и наш мастер-класс – вам в помощь!
Подборка качественных фотоснимков расскажет покупателю гораздо больше, чем подробное описание с указанием количества соток, квадратных метров и киловатт электроэнергии. Например, рассматривая объявления в фотокаталоге БН, глаз вашего потенциального контрагента по сделке остановится на миниатюрном, но ярком изображении домика. Ему захочется, прежде чем отправляться в путь, посмотреть, как выглядит участок и окружение, заглянуть в сам дом и «примерить на себя» вашу гостиную. Выбор объекта загородной недвижимости в большинстве случаев начинается с разглядывания фотографий.
Если речь идет о демократичном домике, расположенном за тридевять земель, приглашение фотографа-профи обойдется неоправданно дорого. Да и профессиональную аппаратуру покупать только ради этой фотосессии нет смысла. В технических требованиях к рекламно-информационным материалам на портале БН указано, что к публикации принимаются фотографии (графические изображения) оптимальным размером 300 пикселей в ширину и 225 пикселей в высоту в формате *.jpg. Это означает, что даже снимок с мобильного телефона у вас примут. Но достигнет ли такая реклама цели? Оптимальный вариант для съемки – это, конечно, полу- или профессиональная зеркальная фотокамера. Но в умелых руках и цифровая «мыльница» порой творит чудеса.
Особенности работы с «мыльницей»
Поскольку мы издание не для фотолюбителей, обозревать представленную на рынке аппаратуру не будем. Тот, кто успел изучить свою фототехнику, может этот раздел пропустить. Отметим лишь некоторые особенности работы с «бюджетной» фотокамерой, позволяющие выжать из нее максимально возможное качество.
1. Как должно быть известно тому, кто внимательно изучил инструкцию, приложенную к фотоаппарату, у него есть разные режимы, определяющие качество съемки. Например, при разрешении 680Х320 пикселей на карте памяти можно разместить энное количество снимков, а при 1280Х640 – в несколько раз меньше. Так вот, выставляйте максимально возможное разрешение – не экономьте место на карточке. «Испортить» снимок, уменьшив его в размере, вы всегда успеете. Но если в процессе обработки снимка, сделанного с минимальным разрешением, вы будете выбирать из него небольшой фрагмент, то потеряете остатки и без того «никакого» качества.
2. В технических характеристиках любительских камер кратность увеличения изображения часто указывается следующей формулировкой: «3-кратный оптический зум. 8-кратный цифровой зум». Так вот, мы не знаем, кто и зачем придумал «цифровой зум», единственная функция которого – просто обрезка «лишнего» изображения. Поэтому никогда не пользуйтесь функцией цифрового увеличения при съемке.
3. Выбирайте режим минимально возможной светочувствительности матрицы. Снимок, сделанный при светочувствительности в 100 ед. ISO, потребует от вас хорошего освещения, но будет менее «зернистым» (как говорили, когда фотография была «пленочной»), нежели в случае, когда выставлена светочувствительность 500 или 800 ед.
4. Тому, как правильно выбирать экспозиционные параметры (выдержка и диафрагма фотоаппарата), учат в фотошколах, фотокружках и специализированных учебных пособиях. Мы не будем акцентировать на этом внимание. Но если ваша цель добиться максимального качества изображения, то, выбрав нужный ракурс (об этом – позже), попробуйте несколько режимов съемки, из числа тех, что предлагает ваша камера («портрет», «пейзаж», приоритет выдержки или диафрагмы, «авто»… – они у всех типов любительских камер обозначаются разными буквами и пиктограммами).
5. Сделав несколько снимков с использованием разных режимов съемки, рассмотрите их на мониторчике камеры. Обязательно воспользуйтесь функцией увеличения снимка на дисплее и оцените мелкие фрагменты изображения на предмет их резкости и проработанности в деталях. Делать это надо не дома, когда уже нет возможности повторить съемку, а непосредственно на съемочной площадке. Ведь то, что на трехдюймовом мониторе фотоаппарата кажется идеальным, уже при двукратном увеличении может «поплыть». Это типичная ошибка агентов недвижимости, которые отправляются на просмотр объектов с камерой. В результате им приходится снова ехать на съемку, либо предлагать к публикации нерезкие снимки.
6. «Бракованные» снимки удаляйте тотчас и без сожаления. Ваша задача – привезти со съемки 20-30 более или менее приличных фотографий, чтобы выбрать из них пять-семь для публикации. Действуйте по известной пословице опытных кинематографистов: «Лишний метр в корзину улучшает картину».
7. Вы никогда не замечали, что на южных курортах у вас легко получаются идеально яркие, сочные и резкие снимки, а в родном северном садоводстве фотографии, сделанные той же камерой, оказываются серыми и смазанными? Камере не хватает света. «Узкое место» недорогого аппарата – не матрица, а его объектив. Дешевая пластиковая оптика не только «заваливает» края изображения, но также требует идеальных условий освещенности. Если со светом напряженка, процессор камеры вынужден компенсировать его недостаток всеми доступными способами: например, активируя фотовспышку (на снимке появляются блики и серые пятна) или более длительной выдержкой, что приводит к «шевеленке» (смазыванию изображения). Приобретите недорогой штатив (500–900 рублей). Он станет незаменимым помощником при съемках в сумерках, пасмурную погоду, а также позволит добиться эффектных снимков в вечернем освещении (для загородного дома – порой самое то). Если в момент срабатывания затвора камеры она надежно зафиксирована на штативе, ваши шансы получить резкий снимок существенно возрастут.
Впрочем, не будем занимать время читателя всем тем, что можно прочитать в инструкции к любому современному фотоаппарату. Отправляемся на съемочную площадку, точнее, на наш участок с домиком.
Время съемки и погодные условия
Оптимальное время съемки в безоблачную погоду летом с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. Легкая облачность, когда нет резких теней, – идеальный вариант. В зимнее время лучше всего снимать с 13 до 16 (это при сером небе), при ярком солнце – весь световой день.
«Все мы люди занятые, и не всегда есть возможность выбрать оптимальное время и подгадать с погодными условиями, поэтому приходится подстраиваться на ходу, – говорит доцент кафедры телережиссуры и тележурналистики СПБГУКиТ Юрий Макусинский. – Может оказаться, что снимать придется и при палящем солнце, и в дождь, и в снегопад. Поэтому пользуйтесь переменчивостью погоды – набежавшим облаком или просветом в небе. В пасмурную погоду используйте штатив и старайтесь, чтобы в кадре было как можно меньше неба. Если солнце светит ярко, а вокруг снег – качественный снимок бюджетным аппаратом сделать трудно, но можно. Старайтесь, чтобы в кадре не было теневых зон, между тем провалов в тенях, скорее всего, избежать не удастся. В сумерках добиться выразительного эффекта можно, если включить фонари на участке, зажечь свет в комнатах. Но старайтесь, чтобы прямые лучи не попадали в кадр. Снимать в этом случае придется со штатива».
Общий план. Выбор точки съемки
Наша основная задача на сегодня – сделать основной снимок для объявления.
В учебных пособиях для фотолюбителей часто пишут о том, что самым простым для начинающего жанром является съемка архитектуры. Но дело в том, что современный коттедж или загородное родовое гнездо, обнесенное забором, а также щитовой домик в садоводстве не являются архитектурными объектами. Однако они являются объектами недвижимости, которые нам необходимо показать зрителю. А поскольку ограды у нас как минимум двухметровые и дома, как правило, располагают близко к заборам, получается, что и развернуться-то негде. Выбор точки съемки превращается в непростую задачу.
Пытаясь взять в кадр фасад объекта съемки, начинающий фотограф пятится и упирается спиной в соседский забор, стену другой постройки или заросли кустарника. Но это не беда, зум фотокамеры позволяет одним нажатием кнопки «отодвинуть» объект. В результате фотограф едва ли не ложится на землю, щелчок затвора – и снимок готов. Уютный садовый домик без фундамента словно нависает над зрителем, подобно египетской пирамиде со сходящимися к верхней точке углами (искажение перспективы). Действительно, нижняя точка съемки придает зданию величественность, существенно увеличивая его размер. Фоном здесь как правило является небо, и оно создает настроение… А какое настроение создаст питерское вечно серое небо — тот еще вопрос. Это далеко не тот эффект, которого мы добиваемся, делая снимок загородного дома.
Иногда для того чтобы поместить здание в кадр, нам приходится отходить от него на приличное расстояние. Но если это легко сделать, когда дом стоит в чистом поле, то на территории садоводства или дачного массива такое не всегда возможно: в кадр «лезут» ветки деревьев, горы оставленного строителями мусора, провода...
При стандартной точке съемки, с высоты человеческого роста, объекты приобретают привычный нам «документальный», хотя и скучный вид – как в милицейском протоколе. Эта точка съемки у профессионалов называется «съемкой от пуза». Необходимо подумать над «интересной точкой». Как правило, если камера находится на пару метров выше уровня глаз человека, стоящего на земле, то появляются варианты ракурсной съемки: можно довольно легко варьировать «количество» неба в кадре, что очень непросто сделать при «съемке от пуза».
Как «подняться» над объектом? Используйте для этой цели все доступные средства, коих в любом дачном массиве больше чем достаточно –
Горизонт на снимке
При обычном ракурсе съемки линия горизонта должна находиться не ниже нижней трети снимка. Чтобы «приземлить» сооружение, нужно расположить горизонт выше этой отметки, а чтобы выгодно подчеркнуть особенности высокого здания на фоне безупречно красивого неба, лучше разместить линию горизонта на уровне пятой или шестой нижней части снимка. Но злоупотреблять этим, когда речь идет о съемке домика для объявления не следует – полагайтесь на вкус и здравый смысл.
Вот, пожалуй, и все на сегодня. В следующей публикации будем говорить об общем и среднем плане, деталях и второстепенных объектах. Расскажем о том, как грамотно привязать объект к местности, об особенностях съемки пустого участка, «недостроя», а также о том, что должно быть в портфолио объекта загородной недвижимости.