Как сообщил журналистам председатель КИСП Алексей Чичканов, его ведомство подготовило проект закона о создании в городе регионального инвестиционного фонда. Этот документ уже согласован с другими профильными комитетами Смольного, и в скором времени его вынесут на утверждение Правительства Петербурга.

По мнению Алексея Чичканова, законопроект позволит реализовать в Петербурге программу строительства подземных паркингов. Инвесторы смогут получать на такие проекты деньги из регионального инвестфонда, который, в свою очередь, будет пополняться из средств федерального инвестиционного фонда.

Деньги не будут давать инвесторам, которые обустраивают подземные паркинги в торговых комплексах и бизнес-центрах. «Там заполняемость машино-мест обеспечивается за счет посетителей. В то время как уже существующие подземные паркинги в центре простаивают», – говорит Алексей Чичканов. Он привел в пример паркинг на Невском, 58, рассчитанный на 40-50 машин. Стоимость аренды за место в паркинге составляет 10 тыс. руб. в месяц. И он почти не заполнен. «Поэтому сейчас инвесторы не верят, что такие проекты могут быть прибыльными. Наши расчеты показывают, что не менее 50% затрат на строительство подземных паркингов должно осуществляться за счет бюджета. По крайней мере, на первом этапе, пока не будет ясности с заполняемостью таких объектов», – отметил он.

Алексей Чичканов сообщил также, что сейчас власти Петербурга уже рассматривают возможность строительства автоматических паркингов с подъемниками для автомобилей по западным технологиям. За рубежом подобные паркинги строятся в форме стакана и иногда уходят в глубину на 13 этажей. Плюсом таких конструкций является то, что они позволяют разместить паркинг на небольшом земельном участке. Возможные недостатки – пока неизвестно, как в климатических условиях Петербурга поведут себя подобные подъемники в ходе эксплуатации. Глава комитета не исключил, что по такой технологии может быть реализован проект строительства подземного паркинга на площади Восстания и в других центральных зонах.

Впервые о том, что Смольный разрабатывает механизмы привлечения бюджетных средств в строительство подземных парковок сообщил в ноябре этого года председатель Комитета по транспортной инфраструктуре Борис Мурашов. Тогда он заявил даже, что город готов выделять участки под будущие парковки и, возможно, финансировать покупку оборудования для их оснащения. Сейчас ведутся предварительные переговоры с немецкой компанией Herrenknecht (она как раз реализует технологию «паркингов-стаканов») о поставке проходческого щита стоимостью 10 млн евро. Такой щит позволит строить в год пять-шесть парковок вместимостью на 150 машин. Диаметр подземной парковки будет всего 60 м. «Их плюс в том, что они не будут нарушать требований КГИОП по сохранению исторического облика города», – отмечает Борис Мурашов.

Как полагают эксперты, реализация планов Смольного по организации подземных автостоянок в перспективе позволит решить транспортную проблему в центре. Но может и обернуться для горожан невозможностью бесплатно парковаться в центре. Тем более что в Петербурге уже одобрен закон, позволяющий создавать платные парковки на обочинах дорог в центре.

Председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов уверен, что решить транспортную проблему в центре безболезненно невозможно. «Для этого необходимы и подземные парковки, и взимание платы за въезд в центр. Единственное, что смущает, пока непонятна стоимость аренды мест в таких паркингах, и вряд ли она будет низкой», – отмечает он.

Для бизнеса эта идея, наоборот, кажется привлекательной. По словам генерального директора «БТК Девелопмент» Дмитрия Абрамова, только необходимость строительства подземной парковки при приспособлении дома под бизнес-центр увеличивает нагрузку на квадратный метр примерно на 60%.

Примечательно, что с идеей строительства подземных парковок в Петербурге было связано немало скандалов. Так, весной 2007 года глава КИСП Максим Соколов предлагал организовывать их под историческими площадями: Растрелли, Декабристов, Островского, Биржевой, Манежной, под площадями у Финляндского и Балтийского вокзалов. Он предлагал даже организовать парковку под Марсовым полем. В ответ на такие инициативы экс-губернатор Валентина Матвиенко призвала своего подчиненного «не будоражить общественность».

Текст: Светлана Коваленко