Одной из тенденций на рынке строящегося жилья можно считать организацию в рамках компаний-застройщиков специализированных подразделений по отделке. «Клиенты нашей компании даже на этапе строительства могут обратиться в специальные службы, занимающиеся отделкой квартир, – поясняет гендиректор ЗАО «Центральное управление недвижимости ЛенСпецСМУ» (входит в ГК «Эталон») Ирина Онищенко. – Они предлагают готовые варианты отделки «эконом» и «комфорт», а для тех, кто хочет сделать свою квартиру уникальной, предусмотрена возможность реализовать авторский дизайн-проект».
«Год назад в нашей компании создано отдельное подразделение – компания «ОтделМастер», которая выполняет качественную отделку квартир и коммерческих помещений», – в свою очередь сообщает директор Управления привлечения инвестиций RBI Андрей Останин.
Хорошо не забытое старое
Уточним, продажа новых квартир с отделкой никогда окончательно не исчезала с рынка. «На протяжении многих лет отделка была уникальным предложением ГДСК», – говорит начальник отдела маркетинга ООО «Городская ДомоСтроительная Компания» Галина Чесаева. Параллельно застройщики использовали предложение в качестве рекламных акций. Например, вспоминается новогодняя акция «Ленстройтреста» в конце 2006 года. Тогда в течение месяца, при предоплате в 50% за квартиру в новостройке, компания обещала бесплатный ремонт с индивидуальным дизайн-проектом отделки. Но собственно «мода» на квартиры с отделкой сформировалась в первую волну кризиса.
Осенью 2009 года эксперты говорили, что квартиры с отделкой занимают 5-8% рынка. Сегодня по средним оценкам с отделкой на рынок выставляется 15-20% квартир эконом-класса в новостройках. Правда, при сравнении с показателями развитых стран Петербург проигрывает: в США и Евросоюзе с отделкой продается порядка 80% жилья в новостройках.
Когда наступит подобное «единодушие» в России, предсказать трудно. Сегодня часть компаний выступают как убежденные сторонники отделки, часть – как убежденные противники. «Все реализуемые нами квартиры выполняются с отделкой», – заявляет директор по маркетингу и продажам компании «Главстрой-СПб» Михаил Бузулуцкий. «Сейчас ГДСК 90% квартир передает покупателям с выполненной современной отделкой», – рассказывает Чесаева. В то же время начальник отдела маркетинга ЗАО «Ленстройтрест» Анжелика Альшаева сообщает, что ее компания на сегодняшний день не предлагает квартиры с полной «чистовой» отделкой. «Мы сдаем квартиры с предчистовой отделкой (стяжка, выровненные стены, двери, счетчики холодной/горячей воды и пр.)», – уточняет специалист. Похожей стратегии придерживается и «ЛенСпецСМУ». «В настоящее время мы предлагаем покупателям квартиры без отделки и с подготовкой под чистовую отделку, – поясняет Онищенко. – Квартир с полной отделкой в нашей линейке предложения нет».
Ничего личного, только маркетинг
При этом все застройщики в той или иной степени относят отделку к маркетинговым ходам. И разница в подходах объясняется тем, что одни компании считают затраты оправданными, другие нет.
Как отмечает Альшаева, согласно исследованиям ее компании, спрос на квартиры с чистовой отделкой растет. Однако значительная часть потенциальных потребителей отдают предпочтение качественной отделке – с использованием импортных материалов и сантехники. Стоимость такой отделки застройщику обойдется в 6-9 тыс. руб. за 1 кв. м. Но потенциальный клиент жилья массового спроса пока не готов доплачивать столько. «Согласно нашим исследованиям, потребители готовы доплатить за чистовую отделку в квартире в среднем до 3 тыс. руб. за 1 кв.м., а за такие деньги, к сожалению, качественной отделки не сделаешь», – констатирует специалист.
Бузулуцкий эти аргументы парирует тем, что доля затрат на отделку в себестоимости строительства крайне мала, а маркетинговый и социальный эффект дает реальный экономический результат. «Уверен, что развитие рынка строящейся недвижимости в Петербурге да и в России в целом будет проходить по сценариям цивилизованных стран, – считает эксперт. – Возможно, стоит подумать над тем, чтобы законодательно закрепить отделку при сдаче новых - построенных домов, так как это сделано, например, в Германии или Франции».
Въехать как можно быстрее
Круг покупателей, предпочитающих квартиры с отделкой, остается неизменными с начала «моды». По словам Онищенко, наибольшей популярностью квартиры с отделкой пользуются у иногородних клиентов, которые планируют сразу же заселиться в готовое жилье. Заказывают отделку и те категории покупателей, которые хотят сэкономить свое время.
Также за отделку «голосуют» участники ипотечного кредитования. Напомним, по данным Минрегионразвития РФ, в Петербурге в 2011 году доля покупок с привлечением ипотеки в новостройках составляет 28%, на вторичном рынке – около 15%. У таких клиентов каждая копейка на счету, и возможность начать жить в квартире сразу, без дополнительных вложений, крайне важна. «По результатам исследований нашей компании, чистовая отделка и готовность квартиры к проживанию сразу после окончания строительства дома является одним из важнейших критериев при выборе квартиры после месторасположения дома и репутации строительной компании», – отмечает Чесаева.
Сами клиенты, обсуждая предложение на профильных форумах, также продолжают спорить о плюсах и минусах. Одни утверждают, что лучше брать жилье с отделкой. Ведь собственный нормальный ремонт сразу делать нельзя – первые 3 года дом «садится». А первоначальная отделка позволит спокойно въехать, и уже потом, не спеша, сделать классный ремонт.
Другие считают, что от отделки лучше отказаться. Даже с небольшой квартиры экономия получается в 150 тыс. - 200 тыс. рублей. При этом у строителей не будет возможности замаскировать собственные «косяки» и недоделки. Третьи подытоживают, что вопрос сугубо индивидуальный, если надо въехать максимально быстро, то отделка за 4 тыс./ кв. м – хороший вариант; если есть возможность потерпеть полгодика, то лучше не брать...
Дело не в кризисе, а в удобстве
При этом в настоящее время кризисные ожидания второй волны оказывают на рынок строящегося жилья минимальное влияние. «В связи со скачками рубля в прошлых месяцах некоторые компании пытались скорректировать цены, но постепенно все было сглажено», – сообщает заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов.
«Мы не видим существенных изменений в спросе ни на квартиры в целом, ни на квартиры с отделкой, – отмечает и Останин. – Напротив потенциально-возможные изменения в экономике увеличивают скорость принятия решения о покупке». Исполнительный директор «Невской ипотеки» Виктория Винникова не отмечает каких-либо свидетельств страха перед новой волной кризиса в поведении потенциальных клиентов.
По словам руководителя департамента первичного рынка Единого Центра Документов Ольги Литвиченко, на рынке есть предложения с «отделкой в подарок». Кроме того, специалист отмечает, что в эконом-классе ряд компаний сейчас предлагает отделку уровня бизнес-класса.
Впрочем, пока такие бонусы достаточно редки. Типовое предложение застройщика включает двухслойную штукатурку, окраску соответствующих поверхностей, обои (3-5 рисунков), кафель и сантехнику в санузле, остекленные по проекту балконы и лоджии, установку межкомнатных дверей. Изредка на пол стелится ламинат, но чаще линолеум (выбор из нескольких цветов). Иногда устанавливаются счетчики, стеклопакеты и электроплита на кухню.
Отделка благополучно выросла из «кризисного» маркетингового инструмента привлечения клиентов в самодостаточный. В частности, согласно результатам исследований ГК «Пионер» и портала IRN, в среднем по России готовы в принципе рассматривать возможность приобретения квартиры с отделкой более 63% опрошенных. Тогда как в 2007 году таковых было только около 20%.
Соревнование застройщиков должно перейти на следующий уровень – повышение качества и снижение цен.