К 2013 году Александро-Невская лавра получит в свою собственность Благовещенскую церковь, сообщил накануне глава КГИОП Александр Макаров на заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Он отметил, что считает это решение совершенно справедливым, поскольку храм был незаконно отторгнут у церкви в 20-30 годы прошлого века. «Поэтому логично вернуть ее к 300-летию Александро-Невской лавры и 200-летию Отечественной войны 1812 года. Там находятся останки Милорадовича и других героев войны. Кроме того, там покоится прах великого Суворова», – пояснил он.

Уже чуть позже глава КГИОП высказал, как он особо подчеркнул, свое личное мнение о возможности передачи и других знаковых объектов Русской православной церкви. В частности, Исаакиевского собора. «Я считаю, что Исаакиевский собор должен находиться под омофором (под ведением. – Ред.) церкви», – заявил он. При этом Макаров добавил, что на его взгляд в настоящее время в соборе происходит много непонятных вещей. Например, на его территории – множество ларьков, в которых торгуют сувенирами, в то время как в храме должна быть другая обстановка.

Этим достаточно громким заявлением, хоть и сделанным не в качестве чиновника, а частного лица, Макаров, безусловно, затронул одну из наиболее болезненных тем в отношениях города и церкви.

Напомним, что с 2010 года в РФ действует Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Он ввел упрощенный – заявительный – порядок передачи имущества церкви. В частности, отменена необходимость согласования этой процедуры с Министерством культуры.

При этом согласно законодательству многие храмы, соборы и церкви относятся к категории памятников. В Петербурге работа по разграничению собственности на памятники между федеральным центром и регионом в основном была завершена в 2009 году. Тогда 155 объектов были переданы городу, 119 – остались в ведении РФ.

Однако без собственника остались 13 спорных объектов религиозного назначения. Среди них – Исаакиевский собор, собор Спаса-на-крови, Сампсониевский собор и колокольня, собор Воскресения Словущего в комплексе Смольного монастыря, церковь на Волковском кладбище и др. Именно на них первоначально и претендовала церковь.

В 2010 году Вера Дементьева, тогда глава КГИОП, заявила, что Смольный и РПЦ достигли договоренности о том, что церковь не будет претендовать на Исаакиевский, Смольный и Петропавловский соборы и храм Спаса-на-крови. Вместе с тем она отказалась прокомментировать дальнейшую судьбу Сампсониевского собора, добавив, что по этому вопросу переговоры еще ведутся. Город не хотел идти на уступки церкви, поскольку соборы, как музейные объекты, приносят значительные доходы от туристов.

Заявление нового председателя КГИОП Александра Макарова по поводу Исаакиевского собора стало для музейной общественности довольно неожиданным, и по существу, может вновь поднять вопрос о разграничении церковного имущества в Петербурге. Общеизвестно, что глава Петербурга Георгий Полтавченко, как и Александр Макаров, не раз подчеркивали свою приверженность к православию.

Примечательно, что директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров (экс-председатель Комитета по культуре) уже успел назвать слова Макарова «провокационными и неуместными». «Это очень неуклюжее и недопустимое заявление руководителя, сделанное в канун выборов», – посчитал он, добавив, что руководство музея имеет многолетнее сотрудничество с Санкт-Петербургской епархией, выстраивает отношения с духовенством путем диалога, компромиссов и взаимных соглашений. «У нас есть хрупкие отношения с РПЦ, они развиваются и имеют свою особую стратегию. Мы создавали это равновесие 20 лет не для того, чтобы случайные выпады нового в городе человека это разрушили», – сказал он.

Справка БН
За последнее десятилетие в Петербурге РПЦ переданы Казанский, Никольский и Троице-Измайловский собор.

Текст: Светлана Коваленко