Правительство Санкт-Петербурга приняло целевую программу развития транспортного комплекса до 2015 года. Новая концепция отличается от прежних четко прописанными датами ввода объектов и объемами финансирования по каждому из них. То есть с большой долей вероятности можно сказать, что перечисленные дороги, мосты, тоннели и развязки действительно введут в строй, а не отложат их строительство в долгий ящик.

Приморский район
Даже при беглом взгляде на программу бросается в глаза тот факт, что больше всех повезет жителям новостроек Приморского района (и не только новостроек), который еще совсем недавно называли «транспортной резервацией». Все многочисленные перекрытия дорог в одном из самых динамично развивающихся районов снимут уже к середине 2012 года. Прежде всего это касается многострадального Приморского проспекта, который и раньше не отличался хорошей транспортной проходимостью, а теперь и вовсе стал кошмаром для автомобилистов из-за строительства ЗСД.

На конец мая запланировано открытие северного участка скоростной трассы, и к этому времени все ограничения будут сняты. Кроме того, к концу 2012 года на крайне напряженном перекрестке улицы Савушкина, Приморского проспекта и Планерной улицы будет построена многоуровневая развязка с тоннелем. И тогда же должна быть открыта вторая очередь путепровода в створе Коломяжского проспекта над железнодорожными путями. Ну, а Парашютную улицу (а заодно и Комендантский проспект) подключат к КАД и вовсе до конца 2011 года.

Отметим, что именно в районе озера Долгое сейчас ведется активное жилое строительство, и плохая транспортная доступность – одна из проблем этого микрорайона. Эксперты говорят, что кардинальное улучшение ситуации должно значительно повысить спрос на жилье. Но не на цены: массовое строительство не предполагает увеличения стоимости квадратного метра из-за пробивки той или иной улицы. Тем более цена как правило уже формируется исходя из планируемых улучшений. «Сильнее всего строительство новых дорожных сетей влияет на реализацию проектов комплексного развития территорий. В этом случае вопрос стоит даже не о повышении цен, а о существовании самого проекта. Если транспортная доступность отсутствует или соответствует уровню деревенской жизни, речи о реализации проектов КОТ идти не может», – подчеркивает руководитель отдела проектов и аналитических исследований «АРИН» Зося Захарова.

Из проблемных точек выезда из Приморского района останется лишь железнодорожный переезд на Липовой аллее. Строительство путепровода на его месте программой не предусмотрено.

Выборгский район
В более отдаленной перспективе восточную часть Приморского района (здесь элитные коттеджи соседствуют с гаражными кооперативами) соединят с западной частью Выборгского района сразу двумя виадуками. В 2013 году Суздальский проспект продлят до Планерной улицы со строительством путепровода через железную дорогу выборгского направления. Через те же пути перебросят еще один автомобильный мост в районе Поклонной горы. «Как раз в этом случае виадук может существенным образом улучшить связь между двумя районами и увеличить спрос на жилье в восточной части Приморского района. Цены, возможно, тоже изменятся, однако эта территория и так позиционируется в достаточно привлекательном классе «комфорт», а некоторые дома в классе “бизнес”», – напоминает Зося Захарова.

В Выборгском районе уже возводят тоннель под Сампсониевским мостом. Его открытие намечено на декабрь 2012 года. После этого заработает трасса непрерывного движения от Свердловской набережной до Приморского шоссе. Правда, какой-то корректировки цен на жилье в этом районе эксперты не прогнозируют. А вот коммерческие помещения могут и подорожать. «В определенных зонах, где новое дорожное строительство поможет избавиться от пробок, оно может оказаться положительным фактором и привести к притоку арендаторов и росту ставок. Вполне вероятно, что в случае с Сампсониевским мостом это и произойдет», – говорит менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Тамара Попова.

Колпинский и Пушкинский районы
Эти периферийные территории до конца 2013 года получат прямые пути сообщения с Московским и Фрунзенским районами. Речь идет о продолжении строительства Софийской улицы до поселка Металлострой, а Витебского проспекта – до Пушкина транзитом через Шушары.
Специалисты напоминают, что вдоль Софийской улицы достаточно большие территории вполне перспективны как для многоэтажного, так и малоэтажного строительства. А вот тем жилым комплексам, которые уже строятся в Металлострое, новая дорога никаких преимуществ в части повышения спроса не даст. «Они и так находятся сравнительно недалеко от станции метро «Рыбацкое». Но даже несмотря на это, жилье там не пользуется достаточной популярностью», – говорит заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов.

«Для поселка Металлострой факт строительства дороги, скорее всего, станет стимулом для повышения цен и развития коммерческой инфраструктуры в районе, хотя и не таким мощным, как в случае возведения станции метро», – считает Тамара Попова.

А вот строительство продолжения Витебского проспекта должно обрадовать жителей Шушар, так как сейчас улицы бывшей промзоны забиты транзитным транспортом, что снижает привлекательность нового и уже построенного жилья, которого здесь возводится в последние годы очень много.

Московский и Адмиралтейский, Кировский и Невский районы
Здесь дорожные строители последовательно перекопают весь Обводный канал. Его набережные на всем протяжении станут скоростной трассой к концу 2015 года. А многострадальная часть набережных под Американскими мостами откроется уже в будущем году. Впрочем, жителей окрестных домов это вряд ли обрадует.

«Стоимость квартир с видом на набережную Обводного канала в силу загазованности и шума данной трассы в 1,5 раза ниже, чем в тех домах, где окна выходят во двор. Увеличение транспортного потока не добавит престижности данному району», – указывает заместитель директора «Бекара».

Зато жителям Гутуевского острова передвигаться на личном автотранспорте станет гораздо удобнее – всю дорожную сеть этого пока малопривлекательного района подключат, с одной стороны, к ЗСД, а с другой – к набережным Обводного канала. Правда, еще не скоро – лишь через три года. Впрочем, мгновенный переход в разряд «престижных» району не грозит. Ведь, по словам главного аналитика ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашева, на престижность жилья влияет не сам мост или новая развязка, а то, что появляется вокруг: магазины, социальная и развлекательная инфраструктура и пр. Она возникает не сразу, а лишь через несколько лет.

А вот перекресток Дунайского проспекта и Пулковского шоссе, на котором пробки образуются фактически в любое время дня и ночи (а также происходит множество аварий), останется без развязки в ближайшие три года. Финансирование строительства путепровода предусмотрено лишь в 2015 году, хотя не так давно планировалось построить его уже к началу 2014-го.

Центральный и Василеостровский районы
Историческому центру в ближайшие несколько лет придется тяжелее всего. Дворцовый мост встанет на капитальный ремонт уже в конце 2014 года и весь 2015-й будет закрыт для проезда. При этом очевидно, что Ново-Адмиралтейский мост через три года  построен не будет. Впрочем, к тому времени власти надеются открыть проезд по ЗСД на всем его протяжении и, скорее всего, привяжут закрытие Дворцового к этому событию.

В 2015 году на капитальную реконструкцию встанет еще и Тучков мост. Кроме того, в тот же период будет закрыта для проезда площадь Труда, которую полностью перепланируют. Зато Кирочную улицу пробьют к улице Красного Текстильщика уже в будущем году. Но тут уместнее говорить о более удобных способах подъезда горожан к «Единому центру документов», чем о повышении комфорта проживания для окрестных жителей.

И остальные
По одному объекту до 2015 года построят также в Калининском (развязка на пересечении Шафировского и Пискаревского проспектов), Петродворцовом (дорога в промзону Марьино), Курортном (путепровод через железнодорожные пути в районе станции Репино), Красногвардейском (многоуровневая развязка на Красногвардейской площади) и Петроградском (предусмотрена комплексная реконструкция западной части Крестовского острова) районах. А вот Красносельский и Кронштадтский районы в новой транспортной концепции не упомянуты ни разу.

Текст: Павел Гинёв