В пятницу, 18 ноября, долгострой на месте бывшего стадиона имени Кирова посетили вице-премьер Дмитрий Козак и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Они провели выездное совещание с представителями проектировщиков и генподрядчика прямо под открытым небом. Его итогом стало публичное заявление высокопоставленного федерального чиновника: стадион даже с учетом переделок и увеличения вместимости дорожать не должен. Иначе это может плохо кончиться для «Инжиниринговой компании «Трансстрой» («Инжтрансстрой» – генеральный подрядчик строительства). И для болельщиков – сроки возведения арены могут отодвинуться еще почти на полгода.

«Сейчас зафиксирована контрактная цена, которая составляет 22,4 млрд рублей, и она не должна меняться. Любое ее повышение – это повод для разрыва госконтракта и объявления нового конкурса. Но это приостановит работы как минимум на 3-4 месяца. Нам, конечно, очень бы этого не хотелось», – пояснил вице-премьер.

Для того чтобы не допустить превышения утвержденной в контракте стоимости работ, будет создана специальная международная комиссия, куда помимо официальных лиц ФИФА войдут представители «Инжтрансстроя», Минрегионразвития и Росспорттуризма. Они постараются, по выражению Козака, «оптимизировать» бюджет строительства. Отметим, что в начале ноября Смольный уже заказал экспертное обоснование затрат на возведение трибун нового стадиона, и эти данные, скорее всего, новой комиссии пригодятся.

В это же самое время Главгосэкспертиза будет рассматривать обновленную проектную документацию по стадиону, включая проект раздвижной крыши, который разработала немецкая компания «Вектор Фойлтек». «На следующей неделе мы проведем презентацию в Москве. В феврале рассчитываем получить положительное заключение», – сообщил председатель комитета по строительству Петербурга Вячеслав Семененко.

Новая крыша будет более устойчива к снеговой нагрузке за счет изменения градуса наклона рельсов, по которым она будет раздвигаться и задвигаться. При этом представитель немецкой компании заявил, что пока неясна ее стоимость, но она будет рассчитана в течение нескольких недель. По его словам, по сравнению с предыдущим вариантом кровля «может несколько подорожать». Впрочем, генподрядчик сможет компенсировать рост стоимости путем экономии на других участках работ.

Оптимистичный план развития дальнейших событий предвещает окончательную фиксацию цены стадиона на уровне 22,4 млрд руб. (смена подрядчика невыгодна, разумеется, «Инжтрансстрою», но и власти в ней также совершенно не заинтересованы), утверждение новой проектной и рабочей документации Главгосэкспертизы к марту и закупка необходимых материалов для монтажа крыши - в апреле-мае. Сами монтажные работы смогут начаться не раньше осени.«На это нам понадобится два сезона. То есть до конца 2013 года стадион должен быть готов», – разъяснил генеральный директор «Инжтрансстроя» Алексей Баранцев.

Интересно, что Георгий Полтавченко, в отличие от своей предшественницы, не стал брать на себя повышенные обязательства и гарантировать, что новый стадион будет готов именно в сроки, озвученные генподрядчиком. «Город со своей стороны может гарантировать только своевременное финансирование. Остальное зависит от строителей», – заявил губернатор. Он добавил также, что Смольный не планирует привлекать дополнительные средства «Газпрома», поскольку «компания и так много делает для развития спортивной инфраструктуры в Петербурге».

Напомним, что бюджет стройки с 13 млрд руб. в 2006 году вырос до 28,7 млрд руб. в начале 2011-го. Расценки на выполняемые генподрядчиком работы рассчитывала московская компания «Моспроект-4», которая занимается разработкой проектной и рабочей документации стадиона для «Зенита». При этом сметная стоимость по контракту, одобренная Главгосэкспертизой, составила рекордные 33,1 млрд руб., но подрядчик согласился скинуть с этой цены 5 млрд руб.

Переработать же первоначальный проект японца Кисе Курокава «под требования ФИФА» городские власти решили еще до того, как Россия получила право на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. В результате он станет вместительнее (68 тыс. зрителей), безопаснее (время полной эвакуации с трибун составит не 8, а 4 минуты) и более удобным для VIP и журналистов (эти зоны на трибунах были существенно увеличены). В итоге сроки завершения строительства в начале 2010 года были вновь перенесены, а с учетом озвученной сегодня даты окончания работ, это будет уже четвертая корректировка сроков сдачи арены. Первоначально планировалось, что первый матч на ней «Зенит» сыграет в 2009 году.

Текст: Павел Гинёв