Представители городской администрации уже высказали идею создания нового судостроительного кластера в Кронштадте, куда вслед за «Адмиралтейскими верфями» могут переехать «Балтийский завод» и «Северная верфь». По мнению председателя КЭРППиТ Евгения Елина, без такой консолидации строительство новой верфи на острове Котлин стоимостью до $2 млрд может оказаться невыгодным для ОСК.

Банкроты
В октябре ОАО «Объединенная Судостроительная Корпорация» (ОСК) получила от государства более 130 га промышленных земель. Речь идет о трех предприятиях Петербурга – это «Балтийский завод», «Северная верфь» и «Пролетарский завод». Акции первых двух были переданы Банком России РФ в ОСК для управления. Предыдущий собственник – экс-сенатор Сергей Пугачев, владеющий активами через «Объединенную Промышленную Корпорацию» (ОПК) и Межпромбанк, не смог погасить кредит ЦБ РФ и потерял свою собственность. Кроме того, ОСК приобрела у «Агентства по страхованию вкладов» 52,7% акций «Пролетарского завода». Госструктура продала ценные бумаги судостроительной корпорации с целью спасти от банкротства Банк ВЕФК – он владел контрольным пакетом акций завода.

По сведениям БН, на всех трех предприятиях есть недвижимость, не задействованная в производственных целях. Как правило, она сдается в аренду. Ближе всего к расставанию с таким имуществом «Пролетарский завод», расположенный в Невском районе на улице Дудко. В начале осени наблюдательный совет предприятия принял решение продать один из инженерных корпусов (площадь 5,6 тыс. кв. м.) и поликлинику «Александровская» (1,5 тыс. кв. м) на улице Дудко. На проспекте Обуховской Обороны, 25, расположен Дом культуры и техники «Пролетарский» (2,6 тыс. кв м) – с ним также решено расстаться.

Предприятие «Северная Верфь» занимает на западе Кировского района участок площадью 90 га. Однако под производством – лишь две трети этой территории, остальные 30 га либо не используются, либо сданы в аренду. В бывшем здании заводоуправления открыт бизнес центр «Путиловский» (улица Корабельная, 6). Экс-владелец верфи Сергей Пугачев намеревался использовать незанятые земли для перебазирования сюда «Балтийского завода», а высвобожденный от предприятия участок на Васильевском острове застроить жильем и коммерческими объектами.

В свою очередь не загружены до конца и мощности «Балтийского завода», который занимает территорию около 70 га. Его собственность сдается в аренду. Это касается как зданий, так и береговой линии – на причалах, предназначенных изначально для достройки кораблей, работают стивидорные компании.

Судостроительные подсчеты
По словам руководителя пресс-службы ОСК Алексея Кравченко, первоочередной задачей при работе с новыми предприятиями будет загрузка действующих производственных мощностей заказами. Необходимо взять под контроль не только оперативную работу предприятий, но и управление всем имуществом, которое есть у заводов. «Этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Работой «Балтийского завода» уже руководят представители корпорации, а бразды правления на «Северной Верфи» только переходят к ОСК», – отмечает Алексей Кравченко. Прежде чем решать судьбу объектов недвижимости, «надо понять, чем мы владеем», подытожил он. Начальник отдела имущественного комплекса ОСК Валерий Серый более лаконичен. «В начале ноября начался процесс инвентаризации имущества предприятий. Завершение работы запланировано на середину 2012 года. После этого руководство ОСК будет принимать дальнейшие решения», – заявил он.

В дорогу
По мнению вице президента «ВТБ-Девелопмент» Александра Ольховского, ОСК пошло по правильному пути. «Руководство корпорации хочет понять, чем они управляют. Для этого и проводится инвентаризация. Затем последует экономический анализ эффективности использования недвижимости. Если в результате этого анализа выяснится, что целесообразней будет высвободить земельный участок и его застроить, тогда нужно думать над концепцией девелоперского проекта – объекты для каких функций строить и в каком объеме. После этого можно начинать поиск средств для финансирования проекта» – говорит он. Эксперт считает, что рано или поздно, но ОСК придется избавляться от ненужных земель.

Управляющий партнер «Ай Би групп» Сергей Игонин говорит, что земли на Васильевском острове будут востребованы рынком. «Вся сложность проекта заключается в переносе действующего производства. Это очень трудный и затратный процесс, который может растянуться на многие годы», – отмечает он. В целом эксперт считает, что при наличии финансовых ресурсов подобный проект может быть реализован.

Генеральный директор «Главстрой СПб» Игорь Евтушевский уверен, что ОСК будет работать с недвижимостью. «Нынешний президент ОСК Роман Троценко имеет опыт работы в редевелопменте. Однако у корпорации стоит много текущих задач. Среди них – строительство новой верфи в Кронштадте и перенос «Адмиралтейских верфей», – говорит Игорь Евтушевский. Возможно, после решения этих задач корпорация примется и за «Балтийский завод», считает эксперт.

В целом участники рынка сходятся во мнении, что проект редевелопмента территории «Балтийского завода» возможен, но потребует значительных средств и времени. Данный участок подходит как для строительства жилья, так и коммерческой недвижимости.

Былое
Идея переноса «Балтийского завода» возникала и у прежних собственников, которые хотели  объединить оба завода на площадке «Северной верфи», а высвобожденные 70 га на Васильевском острове застроить жильем и коммерческой недвижимостью. Так в конце 90-х годов бывшие владельцы «Северной Верфи», вначале руководство Инкомбанка, потом ОнэксимБанка, высказывали мысль об объединении двух предприятий, но идея так и не была реализована. Дальше всех в реализации грандиозного проекта продвинулся предыдущий владелец – ОПК. В 2006 году ЦНИИ технологии судостроения разработал по заказу корпорации концепцию сноса цехов одновременно с модернизацией «Северной верфи». Объединение предприятий планировалось завершить к 2011 году. На Васильевском острове корпорация собиралась построить жилой квартал общей площадью 2,2 млн кв. м. Эксперты оценивали мега-стройку в $3 млрд. Но вначале не нашлось нужных средств для перебазирования предприятия, а позднее и сам ОПК начал испытывать финансовые трудности.

Текст: Игорь Фёдоров