По словам депутата Законодательного Собрания Петербурга Александра Ольховского, теперь нужно либо настаивать на продолжении действия федерального фонда, либо создавать свой региональный. Данный вопрос уже обсуждается в кулуарах местного парламента. «Иначе попросту не хватит никаких средств на техническое перевооружение отрасли жилищного хозяйства», – считает Александр Ольховский.

Кстати, ранее о создании регионального Фонда ЖКХ заявили власти Ленинградской области. Губернатор Валерий Сердюков в начале сентября поручил создать рабочую группу, которая определит принципы деятельности такого регионального фонда.

Выборы-выборы…
В преддверии парламентских выборов власти усиленно обсуждают вечную тему ЖКХ. Износ основных фондов предприятий ЖКХ составляет 60%, в некоторых регионах – 80%. Несмотря на то, что все усилия по реформированию этой проблемной отрасли не привели к положительным результатам, Фонд ЖКХ в 2013 году должен быть ликвидирован.

«Экономика всегда должна следовать за правом. Мы же вынуждены жить в такой ситуации, когда право, в частности, регулирующее жилищную отрасль, изменяется так часто и так быстро, что экономика просто не успевает подстроиться, – говорит начальник Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Петербурга Денис Шабуров. – Была очень правильная идея создания Фонда ЖКХ, из которого выделялись деньги регионам при условии выполнения ими определенных условий. Однако при всей прогрессивности этой идеи, заложенные в закон о фонде нормы не действовали достаточно эффективно».

Можно привести пример. Одним из критериев успешного реформирования было количество ТСЖ на населенный пункт. Сначала поддержку Фонда могли получить населенные пункты, в которых было создано не менее 5% ТСЖ, затем 10%, и к 2011 году предполагалось довести этот минимум до 20%.

При этом Петербургу и Москве выполнить эти условия было труднее, чем любому другому региону. Потому что закон, как считает Денис Шубаров, поставил города федерального значения в дискриминационные условия. Если любому региону для того, чтобы получить поддержку фонда, было достаточно выполнить условия всего в двух муниципальных образованиях, при условии, что там проживают не менее 20% населения, то Петербург и Москва должны были выполнить условия закона о Фонде ЖКХ на территории всего субъекта федерации. Результатом этой недоработки стало то, что Москва денег из фонда так и не получила. Она стала одним из двух регионов, не сумевших выполнить условия закона, заодно с Чеченской Республикой.

Петербургу пришлось приложить немалые усилия, чтобы «подкормить» отрасль федеральными средствами. Город получил на расселение аварийных домов и капитальный ремонт жилья около 9 млрд рублей.

Вне конкуренции
Основной идеей реформы ЖКХ было создание в этой отрасли конкурентных отношений. С момента принятия Жилищного кодекса действительно активизировали свою деятельность частные управляющие компании. Но большую часть Петербурга по-прежнему обслуживают Жилкомсервисы – наследники Государственного управления жилищных агентств (ГУЖА). Причем в них, как правило, осталась та же структура управления, те же руководители. У них же сохранились «деловые» связи с районными чиновниками, что позволяет препятствовать конкуренции.

«Не раз приходилось слышать от руководителей управляющих компаний, что при попытке выйти на ту или иную территорию им серьезно намекали, мол, если придете сюда, то у вас будут проблемы, – рассказал председатель Совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих компаний Евгений Пургин. – В таких условиях конкуренция затруднена».

Что уж говорить о так называемых естественных монополистах, которые владеют такими сильными рычагами давления, как кран или рубильник?

«Существует ряд структур, которые ведут себя просто паразитически. Например, когда я отправлял запросы в Петроэлектросбыт, то не мог дождаться ответа. Затем напоминал, что по закону они обязаны ответить в течение месяца. На что мне отвечали: «Мы частная компания, и на нас этот закон не распространяется», – рассказывает Александр Ольховский.

О реальной конкуренции в сфере ЖКХ пока говорить рано. Поэтому и ожидать ощутимые инвестиции в монополизированный рынок не приходится. А в такой ситуации без господдержки жилой фонд страны может очень скоро рассыпаться.

Текст: Вячеслав Березниченко