Атака
В Ленобласти растет число попыток дачного рейдерства. По словам начальника Управления по развитию садоводства и огородничества Петербурга Андрея Ляха, недружелюбным захватам вполне может подвергнуться любой приусадебный участок со строением или без. Особенно если документы не приведены в порядок, а хозяин появляется на участке крайне редко. Тем более что дачной амнистией воспользовались в регионе лишь около трети владельцев и у части собственников, особенно если дача старая, правообладательные документы не сохранились.

Но в целом профессиональные рейдеры ставят перед собой более масштабные задачи. Несколько лет назад интересными для рейдеров прежде всего являлись земли сельхозназначения. Прессинг был настолько жестким, что, например, летом 2009-го депутаты областного ЗакСа приняли обращение к председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову с просьбой защитить хотя бы племенные питомники.

Теперь же в фокусе внимания рейдеров оказались дачные хозяйства. По оценке гендиректора юридического центра «Высшая инстанция» Ивана Шевелькова, попыткам захвата в настоящее время успели подвергнуться до 5% садоводств Ленобласти. Напомним, петербуржцам принадлежит около 500 тыс. дачных участков в 2 844 садоводствах, и только за последний год число участков выросло на 50 тыс.

Методика рейдерской атаки следующая. Некоторое время рейдеры наблюдают за садоводством со стороны, собирая информацию и вербуя «недовольных». Чаще всего недовольными оказываются неплательщики взносов. Далее из них создается некая инициативная группа, которая проводит альтернативное, внеочередное общее собрание. И на этом собрании выбирает нового председателя правления. Обычно этот представитель рейдерской группы даже не имеет собственного участка в садоводстве.

Поскольку, по оценкам Ляха, на собраниях обычно присутствует, дай бог, 10-15% представителей дачных участков, операция для рейдеров сложности не составляет. А при тотальной коррумпированности чиновников на местах придать протоколу такого собрания легитимность не трудно.

Обычно законопослушные члены садовых некоммерческих товариществ (СНТ) спохватываются задним числом. Вот, например, жалуется участник специализированного интернет-форума: «Сперва изучение активов, затем подкуп и посулы некоторым членам СНТ, потом импровизированное сборище менее 1/3 членов и венец творения - протокол общего собрания в ФНС о смене председателя, правления и устава. Далее хуже, уже на въезде другая охрана... Подскажите, как противодействовать и чего ожидать дальше?».

Цели
Всё как в двадцатые годы прошлого века – создаются комитеты бедноты, которые потом раскулачивают зажиточных собственников. Это раскулачивание бывает двух видов. По словам партнера юридической компании «Застава» Виктора Батырова, в первом случае «захватчиков» интересуют только лишние деньги дачников. Благо, отчетность по взносам обычно оставляет желать лучшего, эти деньги легко превращаются для недобросовестных лиц в источник легких доходов.

Вот еще одна пространная жалоба с форума: «Приходно-расходной сметы - нет! Членский взнос – не установлен! Зато новое правление выставляет требования на оплату электроэнергии, потребленную на общественные нужды исходя из однотарифного расчета, хотя с энергосбытовой организацией рассчитывается по двухтарифке. Да и суммы потребленных кВт вызывают недоумение, например за охрану бытовки за год –  56000 кВт, притом что ее площадь 20 кв. м.

Также выставили требование на оплату взноса по замене насоса для водоснабжения из расчета 3 тыс. руб. с участка. Участков у нас – 190. Это получается, что планируют собрать 570 тыс. руб. Я их спросил, что же это за насос такой, дайте первичку – «а в ответ –  тишина...».

Во втором случае рейдеры нацеливаются на саму собственность. Например, с помощью разных юридических тонкостей, переводя на себя земли общего пользования и общее имущество, затевают банкротство СНТ. Или делают жизнь садоводов невыносимой, чтобы заставить их распродать участки по дешевке, а далее получают готовую инфраструктуру под коттеджный поселок.

Защита
Впрочем, нельзя говорить, что дачники перед рейдерами абсолютно беззащитны. Как подсказывает Шевельков, в случае рейдерской атаки необходимо срочно искать защитников среди силовых ведомств, писать заявления во все подряд. «Очень эффективно работают, например, ОБЭП и Налоговая инспекция», – уточнил юрист. По его словам, мотиватором для силовых структур является массовость заявителей, то есть социальная значимость дела. Соответственно, при серьезном общественном резонансе рейдеры изгоняются, даже если они нашли поддержку в местных администрациях. Ведь последнее, увы, не редкость.
Лях в свою очередь рекомендует добиваться того, чтобы денежные операции в садоводстве велись через банк. Это умерит аппетиты рвущихся в председатели недобросовестных лиц.

Свои рекомендации на сайте «Единой России» дал и председатель общественного совета «Союза садоводов России» Игорь Ердяков. По его словам, дачникам необходимо более активно участвовать во всех общих собраниях садового объединения. Также следует провести ревизию общего имущества СНТ и зарегистрировать право собственности на это имущество. Далее будет разумным провести собрание и заключить в нотариальной форме соглашение о порядке использования общей собственности СНТ. А в идеале не помешает разработать и утвердить на общем собрании устав, регламенты и положения, которые ограничивают права председателя СНТ и правления СНТ по отчуждению общей собственности. При малейшем подозрении не помешает оповестить письменно все заинтересованные органы в предупредительном порядке о возможной фальсификации документов.
Наконец, по мнению Батырова, не будет лишним создание «Тревожного пакета» — заранее подготовленного набора копий документов. Поскольку рейдеры приложат максимум усилий и хитрости, чтобы уничтожить «основной» пакет.

Текст: Игорь Чубаха