Депутаты запретили Смольному передавать инвесторам участки под коллективными автостоянками, пока не будут обеспечены имущественные права граждан. Но механизма реализации такого закона не предложили. Сами гаражники, как и инвесторы, от парламентских инициатив в недоумении – ждали большего.
Депутаты ЗакС в среду, 21 сентября, наконец, утвердили во втором чтении принятый за основу еще в январе скандальный законопроект «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга». Всего рассмотрели 18 многостраничных поправок, но утвердили лишь две – от фракции «Единая Россия». Напомним, что проект предусматривает несколько вариантов защиты имущественных прав автовладельцев: предоставление им пятен под строительство паркингов, участков под коллективные автостоянки или мест под временные объекты хранения личного автотранспорта. Если эти способы владельцу гаража не подходят, тогда ему должны компенсировать стоимость сносимого бокса за счет бюджета города или средств инвестора.
Запретный аргумент
Во втором чтении закона способы поддержки слегка уточнили. Все альтернативные земельные участки должны предоставляться без торгов и в границах того же квартала, где сносят гаражи, либо в соседнем микрорайоне. Правительству Петербурга делегировали право вести учет всех нуждающихся в местах для хранения автомобилей, а также определять размер денежных компенсаций и порядок их ежегодной индексации.
Впрочем, особой новостью это не стало – пакет со всеми поправками уже несколько месяцев пылился в ЗакС в ожидании рассмотрения. Зато сюрпризом стала новелла, внесенная единороссами накануне. Она корректирует сразу два городских закона, регламентирующих выделение участков инвесторам под строительство капитальных и временных объектов. Поправка запрещает это делать в отношении «гаражных» земель до того момента, пока не будут обеспечены имущественные права владельцев боксов.
«Эта поправка ставит жирный крест и большую точку в обширной дискуссии, которая велась на протяжении несколько лет. Сноситься гаражи больше не будут, пока с их владельцами не договорится инвестор», – заявил глава Комитета по законодательству Виталий Милонов.
«Эта поправка исключит повторение ситуаций вроде той, что сложилась в гаражном кооперативе на Турухтанных островах и других гаражных коллективах, где инвесторы просто беспардонно уничтожали имущество петербуржцев, даже не пытаясь с ними договориться», – уверен спикер ЗакС Вадим Тюльпанов.
Не объект рынка
Оппоненты единороссов в парламенте после такого «козыря из рукава» остались не у дел. Депутатские фракции давно
ведут борьбу за право защитить владельцев сносимых боксов, почти у всех скопились свои
рецепты решения проблемы. Некоторые из них в итоге перешли в пакет к единороссам (например, выделение участков только в границах квартала или ежегодная индексация размера компенсаций). Все остальные, по причине радикального свойства (попытки приравнять боксы к объектам недвижимости) были зарублены парламентским большинством. Теперь лавры защитников прав владельцев гаражей полностью перешли к «партии власти».
Из отринутых идей – предложение коммунистов дать возможность автовладельцам наряду с земельными участками получать и денежную компенсацию за снесенный гараж. Депутат Ватаньяр Ягья предлагал приравнять к гаражам боксы, предназначенные для ремонта автомашин, а также заставить инвесторов платить компенсации по рыночной цене. Депутат Александр Ольховский также хотел лишить Смольный полномочий определять размер компенсаций, и все расчеты производить в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. «Такое впечатление, что фракция «Единая Россия» монополизировала право на защиту прав владельцев гаражей», – сетует он.
«Гора родила мышь», – категоричен «справедливоросс» Олег Нилов, чей нерассмотренный законопроект с идеей брать с инвестора за сносимые боксы по полной рыночной цене пылится в ЗакС уже более двух лет. – Теперь компенсации будут рассчитывать по ПИБовской стоимости, и в реальности гаражники мало чего получат». Его фракция также предлагала распространить действие нового закона на всех граждан, у которых боксы снесли без компенсационных выплат за последние пять лет. «По нашим расчетам, с 2006 года уже 15 тысяч петербуржцев потеряли свое имущество без компенсаций из-за нашей нерасторопности – мы все тянули с принятием закона», – говорит Олег Нилов. Но и эта идея не прошла – действие закона распространят только на вновь возникшие правоотношения.
Мораторий без механизмов
Судя по всему, земельные или денежные компенсации в рамках закона гаражники получат лишь в том случае, если их участок попадет под реализацию какого-нибудь бюджетного проекта. А вот на инвестиционные деньги теперь рассчитывать вряд ли придется. Застройщики, и прежде неохотно бравшиеся за освоение участков с таким «скандальным» обременением, потеряют к ним всякий интерес. Ведь теперь, претендуя на пятно, инвестору нужно будет заручиться согласием и учесть пожелания чуть ли не каждого владельца бокса. «Вероятно, инвесторам придется заключать какие-то предварительные соглашения с владельцами гаражей. Это значительно усложнит их работу, кроме того, у застройщика возникают дополнительные риски при выставлении таких участков на торги – нет гарантий, что пятно достанется именно ему. Вероятно, востребованными под инвестпроекты окажутся лишь самые ликвидные «гаражные» земли в центральной части города», – предполагает вице-президент СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», депутат ЗакС Алексей Белоусов.
Обременение в виде решения имущественно-правовых вопросов и раньше включалось в инвестусловия при передаче таких участков, говорит гендиректор ЗАО«СтройИнжиниринг» Руслан Чипчиков. «Но четкий механизм урегулирования таких споров всегда отсутствовал – нам не разъясняли, каким образом это делать. Вот и решались такие вопросы на усмотрение каждого девелопера: кто-то вступал в переговоры, а кто-то запускал на участок бульдозер. Насколько я понял, в новом законе опять нет такой инструкции для инвестора, а, значит, появится еще один неработающий закон. Вновь государство пытается переложить решение социальных вопросов исключительно на наши плечи», – сетует он. По его словам, у его компании был лишь один способ достижения компромисса с гаражниками: несговорчивым гражданам предлагали скидку в размере 5-10% на приобретение машиноместа в новом паркинге.
Сами владельцы боксов законодательной защитой своих прав остались не слишком довольными. «Честно говоря, я разочарован. Гаражное сообщество надеялось, что вслед за введенным губернатором Георгием Полтавченко мораторием депутаты предложат действительно что-то конструктивное и конкретное», – говорит председатель профсоюза гаражных кооперативов «Рубеж» Борис Карпов. – Были отклонены поправки о компенсациях в размере рыночной стоимости, кроме того, опять мы получили общие и размытые формулировки. Точные суммы компенсаций не названы, как инвестору решать имущественные вопросы – силой или, может, подкупом владельцев гаражей – также непонятно. Все заявленные в законе способы защиты прав граждан, включая денежные компенсации, уже давно фигурируют в двух постановлениях правительства Петербурга № 732 и № 1234. Но эти постановления до сих пор не работали именно потому, что в них не было четкого механизма реализации, не прописано, кто за что отвечает и как ему действовать. Ничего нового в законе – по сравнению с тем, что уже было – я не увидел».
По большому счету, парламентарии просто продублировали губернатора Георгия Полтавченко, который несколькими днями ранее
ввел в Петербурге бессрочный мораторий на снос гаражей – до тех пор, пока чиновники, инвесторы и граждане не придут к какому-либо компромиссу. Но алгоритма урегулирования таких имущественных споров ни одна из ветвей власти – ни исполнительная, ни законодательная – пока не предложила. Возможно промежуточный рецепт решения проблемы «выписали» на весь предвыборный период – то есть как минимум до весны 2012 года.
По данным КУГИ, в ближайшей перспективе планировалось отдать под реализацию инвестиционных проектов 132 земельных участка, занятых гаражами. Договора аренды по ним уже закончились или были прекращены. Число действующих договоров аренды земли под гаражными кооперативами на сегодня составляет свыше 1,2 тыс. Введенная депутатами норма ставит крест на всех дальнейших планах чиновников имущественного блока Смольного по запуску в оборот всех территорий, занятых КАС.
Текст: Александр Смирнов