– Валерий Валентинович, сейчас у всех на слуху выдача бесплатных земельных участков многодетным семьям под дачное и индивидуальное жилищное строительство. Как вы оцениваете перспективы реализации этого федерального закона в Петербурге? У нас ведь свыше 14 тысяч многодетных семей, а земли под ИЖС в городе не так много?

– Ресурсы Петербурга крайне ограничены, город сможет своими силами подобрать под эти цели максимум тысячу участков примерно на 300 гектар. А всего для реализации закона потребуется около 2 тысяч гектар, поэтому мы рассчитываем на помощь властей Ленобласти. Что касается городских участков, то их в первую очередь решено предоставлять многодетным семьям, которые нуждаются в улучшении жилищного вопроса. Соответствующий проект закона, регламентирующий порядок выделения земли, уже разработан нами совместно с Комитетом по социальной политике и находится на согласовании в профильных комитетах городского правительства. До декабря мы вынесем его на рассмотрение Законодательного собрания Петербурга. Понятно, что тема острая, и этот закон вызовет жаркие дискуссии у депутатов.

– Главный вопрос: на каких правах будут давать петербургским семьям «дармовую» землю? В краткосрочную аренду на время строительства дома или сразу в собственность? Нет опасений, что в последнем случае многие многодетные семьи займутся перепродажей полученных участков?

– Готовящийся вариант закона предусматривает, что петербуржцы будут получать по 12– 15 соток земли, причем, сразу на правах собственности. Это требование федерального законодателя, решившего такими льготами поддержать многодетные семьи. Как этой землей распорядятся граждане – это их личное дело. С другой стороны простым выделением земли помощь города не должна ограничиться: нужны сопутствующие городские программы, которые помогут многодетным семьям осваивать свои участки – обеспечить их необходимой инфраструктурой, а граждан льготными ипотечными схемами. Кроме того, и в Ленобласти мы не можем бросить людей в голом поле – очевидно, что и там городу придется вкладываться в инфраструктуру. В целом это работа на несколько лет – так что никакой «встряски» загородного рынка не будет. Тем более, речь в основном идет не о дорогих участках и не в Курортном районе.

– Когда можно ожидать выделения первых наделов гражданам?

– Что касается городской земли – то это перспективы будущего года. С областными участками пока сложно прогнозировать. Ленобласть уже готова предложить около 300 га территорий в различных районах. Но правительство РФ должно выпустить отдельный нормативный акт, регламентирующий возможность передачи участков из соседних регионов городам федерального значения Петербургу и Москве. Также рассматривается возможность вовлечения в оборот пустующих земель Ржевского полигона, находящихся в ведении Минобороны. За счет этих земельных ресурсов мы могли бы частично снять проблему земельного дефицита - к Петербургу относится 86,5 га территорий Ржевского полигона. Но до сих пор на все наши многочисленные обращения с просьбой передать городу эти земли, военное ведомство не реагирует. Будем надеяться, что при новом губернаторе эту проблему удастся сдвинуть с места.

 Зеленая ревизия 
– В сентябре вышло распоряжение земельного комитета о порядке проведения в Петербурге инвентаризации неучтенных территорий зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), а также внутриквартальных скверов. Успеете до зимы все сосчитать? 

– Все будет зависеть, в том числе, от активности муниципальных и районных властей. Хотя, скорее всего, до конца года провести такую масштабную работу не удастся, и завершать ее будем весной. Думаю, в апреле следующего года все материалы по итогам инвентаризации будут готовы. К лету подготовим соответствующий проект изменений в закон о ЗНОП и начнем передачу перечней внутриквартальных скверов на баланс муниципальных образований. Соответственно средства на новые функции муниципалов, связанные с содержанием скверов, будут заложены в бюджете 2013 года

– Общественные организации сейчас ведут альтернативную ревизию зеленых зон Петербурга. По их прогнозам площадь зеленых насаждений общего пользования по итогам инвентаризации может быть увеличена в 1,5 раза, а внутриквартальных скверов — в два-три раза. Согласны вы с такими оценками?

– У нас сложился конструктивный диалог с общественниками, уже есть договоренности, что их материалы будем использовать в качестве технических заданий и учитывать при работе. То, что площадь внутриквартальных скверов значительно увеличится, никаких сомнений нет – работа по учету этих территорий в городе практически не велась. Но площадь ЗНОП вряд ли может увеличиться более чем на 10%, все- таки в прошлом году мы провели подробную ревизию всех территорий ЗНОП.

– С того времени в городе не появилось крупных проектов, реализация которых грозит обернуться дальнейшим сокращением границ ЗНОП?

– Важно отметить, что за минувший год не отмечено ни одной конфликтной ситуации между застройщиками и жителями, связанной с застройкой ЗНОП. Что касается необходимости уточнения границ, то мне на сегодня известны лишь два таких крупных проекта. Первый связан с переездом Адмиралтейских верфей в Кронштадт – там под размещение предприятия попадает часть парковой зоны, охраняемой законом о ЗНОП. Кроме того, во Фрунзенском районе в части парка Интернационалистов (южнее Южного шоссе) планируется построить центр для занятий гребным спортом, с нормальной спортивной инфраструктурой, гребным каналом и т.д. Сейчас эта территория полностью входит в закон о ЗНОП, хотя значительная ее часть давно заброшена и парком по сути не является –  ее планируется выводить из ЗНОП.

Обеспечение городских задач
– В ведении вашего комитета – поиск земли под различные городские строительные программы. Например, существует программа развития сети многоэтажных паркингов. Ее отложили на год, в том числе из-за не слишком удачного подбора участков. Как сейчас продвигается эта работа?

– Необходимость такой программы всем очевидна – посмотрите, как забиты личным автотранспортом все улицы и дворы. Необходимо создавать европейскую систему хранения личных автомобилей и перебазировать их в цивилизованные паркинги.

Сейчас все территории, возможные под строительство, мы разбили на три категории земель. В первую группу входят участки, которые по своим размерам, целесообразности размещения на них паркингов, соответствия всем санитарным нормам и требованиям законодательства можно запускать в работу. Их уже прямо сейчас можно объединять в пул и выставлять на торги.

Вторая категория – это участки, которые также целесообразно выделять под строительство, но у них есть несоответствия требованиям Правил землепользования и застройки, красным линиям и т.д. Возможность запустить их в работу появится лишь после внесения соответствующих изменений в градостроительную документацию. После внесения поправок в ПЗЗ, а это ориентировочно произойдет в следующем году, у нас появится реальная возможность обеспечить необходимым количеством машиномест потребности спальных районов – Выборгского, Калининского, Приморского и др.  

И третья группа – это территории, занятые гаражами. Разумеется, вовлекать в оборот гаражные земли следует с осторожностью, по мере решения имущественных вопросов с владельцами боксов – в виде компенсаций, предоставления машиномест в новых паркингах по льготным ценам или мест на открытых стоянках. Вопрос этот сложный, но высвобождать эти территории все равно придется – город нуждается в дальнейшем развитии.

– Сумеете подобрать столь большое количество удобных участков в городе, ведь планируется построить паркинги на 500 тысяч машиномест?

– С учетом всех трех категорий – обязательно. Возможно, работа может затянуться на год- два. Сейчас подбор участков ведется на основе подробного анализа – с учетом плотности населения в микрорайоне, существующего числа машиномест, расстояния от жилых домов и других критериев.

– Какие у Петербурга на сегодня есть реальные возможности пополнить свои земельные запасы?

– Сейчас в городе активно идет реализация федерального закона о Фонде содействия развития жилищному строительству (Фонд РЖС). В рамках этой работы в Петербурге проходит инвентаризация неиспользуемых земель федеральной принадлежности и их изъятие. Затем эти участки либо отходят региону, либо сам Фонд выставляет их на торги под жилое строительство. Петербург ограничен в свободных участках под застройку, поэтому нам эти земли здорово помогут.

– И сколько такой земли лежит в Петербурге мертвым грузом?

– В течение 2010– 2011 годов удалось найти более 20 участков, это почти 700 га территорий. Из них 350 га взял в работу Фонд, еще 345 га отошли Петербургу. В основном, это земли в Пушкинском, Выборгском, Курортном и других районах Петербурга, включая центральную часть города. В перспективе – в оборот должно быть вовлечено не меньше, сейчас у нас в работе еще около 36 участков общей площадью 920 га.

– Помимо всего прочего комитет стоит во главе процесса уточнения границ с Ленинградской областью. Сколько земли удалось «прирезать» Петербургу в результате этой работы и какие перспективы на будущее?

– Процедура уточнения границ между двумя субъектами сложная не только с точки зрения организационных, правовых, административных и других аспектов. Это еще и политический вопрос, который решается через утверждение двух региональных парламентов и договоренности между губернаторами двух субъектов РФ. За последние годы мы уже несколько раз уточняли границы и сняли целый ряд сложных социальных проблем. Например, долгое время жители военного городка в Ушково не могли рассчитывать на получение в своем поселке медицинской, социальной помощи из-за того, что при уточнении границ оказались на территории области. В поселке Песочный удалось закрыть 15-летние проблемы жителей нескольких домов, также оказавшихся за пределами городской черты. Последний нашумевший случай – в прошлом году удалось добиться присоединения к Красносельскому району 24 гектар Ломоносовского района Ленобласти. Там, в микрорайоне Горелово, часть жителей нового жилого комплекса получили городскую прописку, а всем остальным грозило стать жителями области.

Я думаю, этот процесс будет идти и дальше – мы нуждаемся в этих процедурах. Например, в Юкках Выборгского района Петербурга есть необходимость передать Всеволожскому району территорию кладбища, оно используется для захоронений только областными жителями. В Пулково, зарезервированная под взлетно-посадочную полосу земля оказалась на территории двух субъектов, мы уже отправили пакет документации на согласование, чтобы оформить эту землю Петербургу. Есть и другие обращения о необходимости уточнить границы в связи с новым жилищным строительством на приграничных территориях двух субъектов.

– Многие застройщики говорят, что земли под строительство на торги выставляется недостаточно. Есть перспективы более активной «упаковки» наделов и запуска их в оборот?

– Технология подготовки участков нашим комитетом и передачи документации на торги Фонда имущества через КУГИ давно уже отработана и никаких сложностей нет. По сравнению с другими регионами она работает без сбоев и максимально эффективно.

Другое дело, что значительные площади в последние два года были оформлены на торги под комплексное освоение территорий, это около 630 га. Кроме того, мы столкнулись с дефицитом средств на инженерную подготовку новых территорий. Город переходит на идеологию, согласно которой планы по обеспечению земель инфраструктурой должны идти чуть раньше, чем предоставление участков под застройку. Чтобы инвестор, прежде чем идти на торги, мог понимать, что он получит в перспективе и мог спланировать свой бизнес. «Голой» земли под застройку мы можем нарезать сколько угодно, но большого смысла в этом не будет.

– Какие крупные задачи стоят перед КЗРиЗ в ближайшей перспективе? Есть информация, что в Петербурге уже в этом году стартует переоценка кадастровой стоимости земли?

– Да, эта работа сейчас идет. Наша задача – сравнить действующую кадастровую оценку и объективную рыночную стоимость земли в Петербурге. Изменения будут: по нашему мнению, не все земли были в свое время оценены с точки зрения жесткой привязки к рынку. При этом земля – это главный актив Санкт-Петербурга, и от ее правильной оценки зависят возможности новых поступлений в городской бюджет. С этой точки зрения пересмотр кадастровой стоимости будет играть важную роль.


Досье БН:
Калугин Валерий Валентинович родился 28 ноября 1960 года в Ленинграде.
В 1981 году окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков им. М.М. Расковой, летчик-инженер. С 1977 по 1993 год проходил службу в Вооруженных силах.
В 2000 году окончил Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. В 2008 году получил высшее экономическое образование в Северо-Западной академии государственной службы по специальности «Финансы и кредит».
С 1994 по 2002 год занимал различные должности в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Петербурга, с 2003 по 2006 год был заместителем председателя Комитета.
С февраля 2006 года по декабрь 2008 года работал директором федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по городу Санкт-Петербургу».
С декабря 2008 года является председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Петербурга

Текст: Александр Смирнов