Жилищный комитет объявил тендеры на модернизацию лифтового городского хозяйства. Торги намечены на конец сентября – начало октября и будут проходить в электронном виде. Победители обязаны за девять недель провести «монтаж лифтов, подъемных площадок, плоскочашечных подъемников, шахтных клетей, загрузочных и разгрузочных устройств» в 15 районах города. Для того, чтобы отсечь от тендеров недобросовестных участников, введены заградительные меры – финансовое обеспечение заявок. Кроме того, контракт с победителем будет заключен только после передачи заказчику залога либо безотзывной банковской гарантии на сумму, составляющую примерно треть от стоимости контракта.

Общая стоимость всех тендеров превышает полмиллиарда рублей, правда, модернизировать на эти деньги планируется лишь 350 лифтов. Больше всего повезло Красносельскому району, здесь заменят 53 подъемника, на эти цели отпущено 45 млн рублей. В Кировском и Красногвардейском обновят по 40 и 39 лифта соответственно. Чем ближе к центру – тем работ меньше и тем они дороже. В Центральном районе, например, реконструировать планируется лишь 8 подъемников (10,3 млн руб.) А в Василеостровском районе к замене предназначены вовсе только два – на них выделили 3,1 млн.

Из всех районов города больше всего денег, почти 84 млн рублей, получил Петроградский. Правда, на эту сумму победителю тендера нужно модернизировать лишь 27 лифтов. Это объясняется тем, что в домах исторического центра в основном функционируют приставные шахты, их приходится полностью менять вместе с подъемником. В итоге стоимость работ по модернизации одного лифта на Петроградке достигает почти 3 млн рублей, тогда как средняя цена затрат по городу на один подъемник составляет примерно 1,4 млн руб.

В Жилищном комитете сообщили БН, что всего по итогам 2011 года в Петербурге планируется обновить чуть более одной тысячи подъемников. Их реконструкция в основном идет в рамках адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов, львиную долю средств на которую выделяет федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ. За два последних года на капремонт петербургских домов из всех источников в общей сложности было затрачено около 11 млрд рублей. На эти деньги в том числе были отремонтировали лифты в 514 домах. Правда, перспективы на будущий год – туманны. Пока на капремонт домов в проекте городского бюджета заложено лишь 3,4 млрд.

Всего в жилом фонде Петербурга числится 32188 подъемников. Нормативный показатель замены оборудования – примерно 1,2 тыс. лифтов в год. «В 2010 году мы норматив выполнили, в 2011 году к нему приблизимся – таким образом, не даем лифтовому парку устаревать», – уверенно заявил этой весной этого года зампред Жилищного комитета Сергей Томашевский.

Впрочем, даже официальные данные по инвентаризации городского лифтового парка говорят, что минимум 37% подъемников выработали свой ресурс – нормативный срок службы в 25 лет у них давно прошел. Эксперты говорят, что ситуация много хуже – уже половина всех городских лифтов нуждаются в замене. Петербургские депутаты подсчитали, что если бюджетные вложения в модернизацию лифтового парка довести даже до 4-5 млрд в год, то на замену всех устаревших лифтов в Петербурге потребуется около 30 лет. В этом году парламентарии пообещали придумать схему привлечения «дешевых» кредитов для ТСЖ, чтобы силами самих собственников ускорить модернизацию лифтового хозяйства. Но, видимо, решением этой проблемы займутся депутаты уже другого созыва.

Справка БН:
Смертельный случай, вызванный неисправностью лифта, в Петербурге был отмечен в феврале 2009 года. В жилом доме № 45 по 10-й линии ВО из-за перебоев в работе лифтового оборудования погибла 52-летняя женщина, двум ее внукам чудом удалось спастись. Жительницу Петербурга придавило дверцами лифта, которые закрылись сами собой. Машина поехала, и женщина погибла. По данным Ростехнадзора, только в 2007-2008 годах при эксплуатации лифтов в России погибло десять человек.

Фото: Otis Elevator Company

Текст: Александр Смирнов