Санкт-Петербург является лидером среди городов России по объему торговых площадей на душу населения. Высокая конкуренция заставляет собственников торговых центров предлагать населению новые формы и форматы торговли. В скором времени Петербург будет первенствовать и по числу торговых комплексов, работающих в формате аутлет (outlet) центров.
Сегодня сегмент торговой недвижимости считается одним из самых динамично развивающийся на рынке коммерческой недвижимости России. По данным компании Knight Frank SPb, в первом полугодии в Петербурге было открыто пять торговых центров. В результате совокупный объем качественных торговых площадей в городе увеличился на 139 тыс. кв. м и составил 4,1 млн кв. м. Эксперты компании Astera подсчитали, что без учета помещений в стрит-ритейле, на тысячу жителей города приходится 468 кв. м площадей в торговых центрах. Это почти в два раза больше аналогичного показателя по Москве – 275 «квадратов» на тысячу человек. Президент корпорации SOK Retail Int. Веса Пуннонен отмечает, что в Петербурге конкуренция выше не только по сравнению с Москвой, но и с соседней Финляндией, и девелоперам впору задуматься о будущем.
Однако последние продолжают строить торговые центры, считая, что сумеют привлечь наибольшее число посетителей за счет всевозможных новинок, развлечений и пр. По словам генерального директора УК «Питерлэнд» Виталия Кожина, в его комплексе на Приморском шоссе расположен самый крупный в России аквапарк, а при его строительстве использовались самые современные технологии: вместо части крыши аквапарк использована специальная «пленка», пропускающая солнечные лучи и позволяющая посетителям загорать в любое время года под солнцем. Он надеется, что именно наличие аквапарка даст объекту дополнительный поток посетителей и позволит победить в борьбе за клиента.
Генеральный директор City Retail Group Игорь Чаплинский замечает, что сегодня девелоперы используется весь арсенал маркетинговых средств и обычной функци «развлечения» уже недостаточно. «Нужны новые идеи и форматы торговли», – говорит эксперт.
Очевидно, что этого долго ждать не придется, на рынок Петербурга уже выводят новый формат торговли - аутлет центры. Председатель совета директоров компании GVA Sawyer Камерон Сойер говорит, что этот формат много лет используется на Западе. «Аутлет центры – это огромные комплексы, где продаются вещи известных мировых брендов, но по ценам значительно ниже, чем в обычных магазинах. В таких центрах нельзя встретить новых коллекций, но людям нравятся подобные магазины, люди охотно покупают в них товары. Как следствие у магазинов растет оборот, а собственник комплекса получает хороший доход», – резюмирует Камерон Сойер.
Однако отечественные участники рынка не склонны оценивать новый формат только в радужном свете. По словам заместителя генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Регионы – Менеджмент» Сергей Зура, данный формат торговли привносится в Россию искусственно. «Дело в том, что ритейлеры не страдают от избытка товарных остатков, а именно остатки и привели к возникновению аутлетов на Западе», – считает он.
В Петербурге уже заявлено о реализации сразу несколько подобных проектов. Английская компания Freeport готова арендовать подавляющую часть площадей будущего аутлет центр «Уткина заводь» в деревне Новосоратовка. Компания Fashion House Development стала совладельцем участка на пересечении Таллинского и Волхонского шоссе. Эта компания договорилась с ЗАО «Кредор» о строительстве на 12 га аутлет центра площадью 37 тыс. кВ. м. Американский девелопер Hines приобрел три участка общей площадью около 20 га на Пулковском шоссе недалеко от аэропорта Пулково, где и намерен строить свой аутлет центр. Как стало известно БН, и сама компания GVA Sawyer в партнерстве с западным инвестфондом готовится к строительству центра подобного формата.
Если все заявленные проекты будут реализованы, Петербург станет в России лидером по числу аутлет центров.
Справка БН
Торговые центры формата «аутлет» уже несколько десятилетий популярны в США. В Европе они больше всего представлены в Великобритании – там их более 40. Много центров располагается в Италии, Испании, Франция. В России таких объектов пока нет. Первым должен был стать «Невский Колизей», который в 2006 году начала строить под Петербургом итальянская Margheri Group. Однако летом 2008 года проект был остановлен, а итальянская компания подала иск о признании себя банкротом. Проект площадью 300 тыс. кв. м с суммарным объемом инвестиций свыше 350 млн евро так и не был реализован.
Текст: Игорь Фёдоров