Законопроект призван заменить ныне действующий закон о госзакупках ФЗ-94, в котором самым важным критерием победы в конкурсе является стоимость контракта. Теперь же Минэкономики предлагает в законодательном порядке признавать недействительными состоявшиеся тендеры, если подрядчик снизил стартовую цену более чем на 25% и не смог обосновать столь значительный демпинг.
Отметим, что данная цифра взята явно не спроста. Один из самых громких скандалов в системе госзаказа произошел как раз в Петербурге в 2009 году. Напомним, что тогда печально знаменитая компания «Флора», снизив начальную стоимость контракта на строительство двух участков кольцевой автодороги как раз на искомые 25% (с 4,4 млрд руб. до 3,3 млрд руб.) и пообещав выполнить все работы менее чем за полтора года, на стройплощадку фактически не выходила. Аналогичным образом развивалась история на другом знаковом объекте – реконструкции набережных Обводного канала в районе Американских мостов. В итоге это привело к срочному поиску новых подрядчиков, многомиллионным искам со стороны Смольного и даже уголовным делам.
Интересно, что инициаторами таких нововведений были как раз сами дорожные строители. Например, ограничить самих себя предлагало НП «Ассоциация предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга». Свой вариант партнерство отослало еще весной текущего года. Причем он был еще более радикален и подразумевал обязательное обоснование подрядчиком снижения начальной цены не на 25%, а на 10% и более. Также свои предложения вносил и комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Основными новациями были введение предквалификационного отбора и пересмотр критериев выбора победителя торгов.
Народ проконтролирует
Законопроект содержит и еще ряд радикальных реформ. Так, министерство предлагает создать при правительстве РФ специальный Совет по федеральной контрактной системе, куда помимо представителей региональных и федеральных властей, контрольных и правоохранительных органов войдут члены Общественных организаций (причем их должно быть большинство). Таким образом, по мысли чиновников, будет осуществляться гражданский контроль за системой госзаказа. Наконец, заказчиков обяжут составлять планы-графики госзакупок на год и на 5 лет вперед.
Кроме того, Минэкономики хочет снизить объем электронных аукционов в пользу открытых конкурсов. Торги в интернете можно будет проводить лишь по определенному перечню товаров и услуг, которое определяется федеральным правительством. Ожидается, что речь будет идти только о тех из них, у которых есть четко сформированный рынок, множество производителей и можно определить точные критерии цены и качества (к примеру, телекоммуникации или производство стройматериалов).
Собственно, тем самым в министерстве ответили на чаянья петербургских дорожных строителей и проектировщиков, которые уже достаточно продолжительное время говорили о том, что некоторые категории госзакупок следует проводить только через «живые» тендеры, а не через электронные. Понять их можно: работы на дорогах Петербурга (как строительство, так и ремонт) на 99% зависят от госзаказа и именно эта отрасль в наибольшей степени страдает от коррупционных схем и фирм-однодневок.
Например, генеральный директор ОАО «Мостоотряд №19» Ефим Иголинский считает, что выбор добросовестного подрядчика через интернет только на основании предложенной им цены для крупных инфраструктурных проектов совершенно неприемлем, поскольку к конкурсам допускаются не те, кто хочет построить объект, а лишь те, кто желает добраться до финансовых потоков и не более.
Как в Европе
Внедрить демпинговый контроль, считает совершенно необходимой мерой и генеральный директор ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин. При этом он ссылается на европейский опыт, рассказывая, что в Евросоюзе предложение цены на 10% ниже стартовой специальной конкурсной комиссией изучаются буквально под микроскопом.
Генеральный директор НП «Ассоциация предприятий дорожного комплекса Санкт-Петербурга» Юрий Агафонов указывает на то, что приоритет экономичной для бюджета заявки приводит к победам в конкурсе на ремонт дороги ценой в 45 млн руб. компании, у которой «за душой нет ничего, кроме авторучки». Очень часто такие фирмы-однодневки своими силами исполнить заказ априори не в состоянии и пытаются привлечь действительно профессиональные организации на субподряд.
Впрочем, далеко не факт, что законопроект Минэкономики действительно будет принят Кремлем и Госдумой. Ведь категорически против выступает Федеральная антимонопольная служба. Она уже подготовила свой альтернативный вариант усовершенствования ныне действующего ФЗ-94 и представит его на суд общественности 13 сентября. ФАС предлагает, в частности, внести в закон возможность расторжения контракта через быструю административную процедуру (10 дней) в случае ненадлежащего исполнения такого контракта. Руководство надзорного ведомства считает, что отменять совершенствующийся с каждым годом ФЗ-94 совершенно не нужно и свой антикоррупционный потенциал он отнюдь не исчерпал.