Законопроект о корректировке трех целевых жилищных программ был одобрен комитетом по законодательству ЗакС в конце минувшей недели. Это первая законодательная инициатива, поступившая на рассмотрение ЗакС из стен Смольного с момента ухода с поста губернатора Валентины Матвиенко. В том, что законопроект будет утвержден новым главой города – нет никаких сомнений.
Жилищные программы продлят и уточнят
Ведь главный его посыл – сроки действия сразу двух жилищных программ, истекающие в этом году, продлят сразу на шесть лет – по 2017 год включительно. Это программы «Развитие долгосрочного жилищного кредитования» и «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения». Другую, самую популярную среди очередников программу «Молодежи - доступное жилье» депутаты пролонгировали на пять лет еще перед выходом на каникулы.
Другие новации законопроекта касаются условий участия в программах. Сначала о приятных. Новые послабления ждут участников программы «Молодежи доступное жилье» - размер социальной выплаты от государства для покупки квартиры увеличен с 25 до 30 % от расчетной стоимости жилья. И хотя помощь города в целом весьма скромна (стоимость субсидируемых «метров» рассчитывается не по рыночной цене жилья, а по нормативам Минрегиона), тем не менее, прибавка есть прибавка.
Целый ряд изменений коснется программы жилья для учителей, врачей и соцработников. Во-первых, круг ее потенциальных участников расширят за счет сотрудников учреждений культуры и высшей школы, и теперь программа будет носить «обобщенное» название «Жилье для работников бюджетной сферы». Теперь при получении от государства беспроцентной рассрочки платежей сроком на 10 лет (в размере 50% от стоимости приобретаемого жилья) первоначальный взнос участника программы будет составлять не 30%, как ранее, а 20% от стоимости жилья. На этом плюсы заканчиваются. Раньше, если бюджетник не менял в течение всего срока действия рассрочки место работы, то на последнем году ему прощалось 20% стоимости жилья. Теперь этот бонус с 1 января 2012 года для новых участников программы будет отменен.
Еще одна поправка касается запущенной с июля программы коммерческого найма - правительству Петербурга делегированы права и обязанности наймодателя помещений госжилфонда, которые будут сдаваться очередникам по льготным ценам. Напомним, что в этом году город готов представить в коммерческий наем 500 квартир.
О необходимости пролонгации действующих госпрограмм, помогающих очередникам решать квартирный вопрос, власти заявляли еще этой весной. Дело в том, что в текущем году заканчивается срок действия Концепции государственной жилищной политики Петербурга на 2007- 2011 годы. Она делала упор на реализации пяти госпрограмм. Теперь концепцию ждет персмотр, в результате акценты жилищной поддержки очередников будут смещены.
«Перезагрузка» связана с тем, что уже давно власти поняли, что помочь всем очередникам (а сейчас их 195 тысяч семей) бюджет не в силах. В 2007 году, когда запускали пять жилищных программ, Смольный за четыре года рассчитывал вложить в их реализацию около 50 млрд руб, вдвое сократив городскую очередь на жилье (тогда - 260 тысяч семей). Но жилищного прорыва так и не случилось. И в том числе по причине кризиса. Финансирование программ с каждым годом ужималось. В 2010 году на пять программ выделили около 4 млрд рублей, что помогло решить жилищный вопрос 5,8 тысячам семей (плюс еще 1704 семьи, проживавших в коммунальном фонде, расселили инвесторы). В 2011-ом казна дала почти на четверть меньше - 3,17 млрд. При этом помочь бюджетными субсидиями планируется уже 6,3 тысячам семьям (плюс три тысячи семей обитателей коммунального фонда). Интересно, что весной этого года, председатель Жилищного комитета Юрий Осипов заявил, что в рамках пяти программ удастся помочь 15 тысячам очередников. Впрочем, это уже будет либо успехами статистики, либо дальнейшим «размазыванием» выделенных субсидий на максимальное число участников программ.
Финансовые перспективы на 2012 год для Жилищного комитета пока неясны. Как рассказал БН.ру Юрий Осипов, в 2012 году расходы городского бюджета на реализацию жилищных программ должны быть не меньше тех сумм, которые направляются в 2011 -ом. «Думаю, мы потратим на эти программы не менее 3 млрд. рублей. По крайней мере, мы намерены добиваться того, чтобы расходы снижены не были»,- рассказал он. Вместе с тем, назвать примерное количество очередников, которые по программам должны в 2012 году улучшить свои жилищные условия он не смог.
Судя по всему, после переформатирования в «живых» останутся лишь две госпрограммы. И даже получат чуть больше обычного. Как сообщили нам в Комитете финансов, в проекте бюджета на 2012 год на программу «Молодежи – доступное жилье» заложено свыше 2,5 млрд. рублей (1 млрд. оператору программы на строительство и реконструкцию жилья, и 1,526 млрд – на соцвыплаты участникам). На расселение коммуналок выделили 1 млрд рублей.
На этом - все. Ассигнования по программе жилья для бюджетников планируются не ранее 2017 года (лишь на оплату остатка стоимости жилых помещений в последний год рассрочки). Соответственно в 2011-2014 годы финансирование не предусмотрено. Также отказано в бюджетных дотациях 2012 года программе долгосрочного жилищного кредитования.
А на программе «Жилищные сертификаты Санкт-Петербурга», срок действия которой истекает в 2011 году, вовсе решено поставить крест. В новом законопроекте, пролонгирующем сроки действия программ, о ней - ни слова. Соответственно и расходных статьях бюджета-2012 она не значится.
Объяснение тому – простое. Власти подчищают «хвосты» по всем ранее запущенным жилищным программам. Очередь на содействие в улучшении жилищных условий (именно в нее должен попасть обычный очередник, претендующий на участие в госпрограммах) была заморожена еще в прошлом году. Теперь эта очередь, где насчитывается свыше 17 тысяч семей (из них только 11 тысяч – это молодые семьи), может пополняться лишь за счет обитателей коммуналок. Эту «временную» норму ввели до 1 марта 2013 года. «Мы выполним все обязательства перед уже включенными в очередь на содействие гражданами, а количество жителей коммуналок, которые смогут рассчитывать на господдержку, будет неограниченным», – заявил год назад БН.ру заместитель председателя Жилищного комитета. Игорь Кокарев.
Глава комитет Юрий Осипов обещает после принятия закона о пролонгации программ заняться инвентаризацией списков очередников. По его мнению, очередь на содействие в рамках программ может быть разморожена в пользу других категорий участников. «Однако это вопрос не сегодняшнего дня», – говорит он.
Риэлторы говорят, что число желающих принять участие в городских жилищных программах по-прежнему велико. Однако, растет число сорванных сделок, которые планировалось провести с использованием госвыплат. Виной тому - минимальный размер субсидий, в дополнение которой очереднику не добрать необходимую для покупки жилья сумму. Стопорят дело и временные ограничения - воспользоваться субсидией можно лишь в течение года, чего зачастую не хватает для завершения «цепочки». «Все эти программы несовершенны и непродуманны, проведение сделок с использованием госпомощи сопряжено с большими временными затратами, а также с необходимостью привлечения грамотного юриста, способного разобраться во всех тонкостях нашего законодательства, – отмечает гендиректор ГК «Ярус» Денис Бондаренко. – Да и сами продавцы недвижимости часто отказываются проводить сделки с использованием государственной помощи в силу их сложности и растянутости по времени».
Заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов уверен, что наиболее заметными и действенными на рынке жилищных программ были с использованием субсидий. «Например, свидетельств работы программы «Развитие долгосрочного жилищного кредитования» никто не видел. Это была достаточно закрытая система и до сих пор не понятно, куда были направлены средства»,- говорит он. По мнению эксперта, на рынке должна быть обязательно сохранена и усовершенствована программа расселения коммунальных квартир - она на сегодня реально действует.
Ряд экспертов считают, что помимо проблем с ежегодным сокращением финансирования, у жилищных программ имеются существенные методологические недостатки, которые были допущены при их разработке. Главный – механизм субсидирования давно не соответствует рыночным реалиям (в некоторых случаях размер госсубсидии «съежился» до 15% -20% от рыночной цены жилья) «Следует опять приблизить расчеты субсидий к рыночной стоимости кв. метра. Либо второй выход -– строить больше «дешевого» жилья за бюджетный счет», – уверен председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов.
Эксперты надеются, что новый губернатор задумается над переформатированием действующих жилищных программ - их влияние на рынок недвижимости сейчас свелось к минимуму.
Тем временем, нереальность заявленной задачи радикального сокращения городской очереди на жилье подвигает власти искать новые, более действенные рецепты. Один из них – уже упомянутая программа коммерческого найма для очередников. Другой - перевод действующих программ на рельсы государственно-частного партнерства. «Мы сейчас думаем о взаимодействии с бизнесом при реализации городских жилищных программ. Там, где есть возврат денег за предоставленное жилье, возможно привлечение банковских кредитов и других инструментов, чтобы увеличить масштабы и объемы финансирования программ», – заявлял еще в конце прошлого года вице-губернатор Михаил Осеевский.
По словам Юрия Осипова, в «загашнике» у Жилищного комитета есть ряд других социальных инициатив, которые можно предложить петербуржским очередникам в будущем. Впрочем, пока они в разработке и афишироваться не будут.