О том, что Валентина Матвиенко перейдет на новое место работы, стало известно еще в конце июня этого года. С тех пор федеральные и городские СМИ продолжают то «назначать», то «отзывать» потенциальных кандидатов на пост губернатора Петербурга. Уже прозвучали имена как минимум 10 претендентов – как фигур местного масштаба, так и федеральных «варягов». Примечательно, что многие из названных претендентов – петербуржцы, так или иначе связанные со строительством. 

Петербуржцы — строители
Первым в губернаторы Северной столицы прочили руководителя администрации президента РФ Сергея Нарышкина. Петербуржец Нарышкин успел в свое время поработать и в правительстве города, и в правительстве Ленобласти. И его кандидатуру даже связывают с возможным объединением в будущем двух регионов, что на руку девелоперам, не устающим твердить о дефиците в Петербурге мест под застройку, а также необходимости вывода промпредприятий из центральных районов. Хоть Сергей Нарышкин непосредственно к строительству отношения не имел, но его имя связывают с успехами Ленобласти в привлечении иностранных инвесторов в лице «Филипп Морис», «Форд» и «Катерпиллер».

Следующим среди вероятных претендентов назывался заместитель руководителя администрации президента Александр Беглов. Он также петербуржец и причем строитель – по образованию. При губернаторе Владимире Яковлеве он был вице-губернатором и даже руководил городом три месяца на период выборов.  

Имя еще одного петербуржца – управляющего делами президента Владимира Кожина – связывают со строительством целого ряда объектов в Петербурге. Он принимал активное участие в реставрации здания Сената и Синода, строительстве конгресс-центра «Звездный путь» в Стрельне, является главой фонда «Константиновский», который был создан для реконструкции резиденции президента в Стрельне. Помимо того, он курирует подготовку олимпийских объектов в Сочи.

В последний раз градоначальником СМИ «назначили» еще одного влиятельного петербуржца – вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака. Он, как и Кожин, отвечает за подготовку стройобъектов к Олимпиаде. Кроме того, в правительстве он курирует строительство, ЖКХ, социально-экономическое развитие регионов, работу Инвестиционного фонда РФ. Возглавляет наблюдательные советы госкорпорации «Олимпстрой» и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Дорогу — инфраструктуре
Опрошенные БН.ру эксперты утверждают, что судьба всех крупных инвестиционных проектов Северной столицы, уже начатых и поддержанных властями, при утверждении абсолютно любой фигуры на посту губернатора Санкт-Петербурга опасений не вызывает. Самое большее, что может грозить таким масштабным проектам, – это корректировка сроков их ввода.

«Очевидно, что новый губернатор будет иметь достаточно хорошие связи в Москве и сможет лоббировать такие проекты, как ЗСД, Орловский тоннель и другие до тех пор, пока страной управляют петербуржцы. Поэтому все финансирование, что удавалось «выбивать» из федерального центра Валентине Матвиенко, удастся получить и ее преемникам. Здесь гораздо больше зависит от общего экономического положения — если начнется новая волна кризиса, лишь тогда этим проектам придется туго», – считает экономист, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.

Директор Ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов также полагает, что уже начатым инфраструктурным проектам ничего не грозит. «Не думаю, что те проекты, которые в работе, затормозятся. Даже если на место губернатора придет Зюганов, это не значит, что не будет исполняться все то, что уже запущено в работу. С другой стороны, начинает ужесточаться конкуренция между регионами за финансирование проектов со стороны федерального центра, и новая фигура должна быть убедительнее, напористее, обеспечивать качественную подготовку документации – все эти задачи предстоит решать новому губернатору», – говорит Кирилл Иванов. По его мнению, новый градоначальник должен, по крайней мере, не сбавлять объемы вложений в объекты дорожной и транспортной инфраструктуры, которые были при Валентине Матвиенко.

Целый ряд крупных инфраструктурных проектов уже прошел «точку невозврата». В текущем году намечен запуск второй, а в следующем – начало строительства третьей очереди ЗСД. Стартует другой амбициозный проект, который чиновники Смольного стремились запустить все последние годы, – строительство Орловского тоннеля под Невой. Здесь практически завершена проектная стадия и 16 сентября строители начнут работу. Есть успехи и в сфере энергетики: на днях при участии премьера Владимира Путина было открыта первая очередь Юго-западной ТЭЦ, сроки ввода которой переносились несколько раз. В том, что эти и другие инфраструктурные начинания Смольного будут доведены до конца, – ни у кого нет сомнений.

Правда, есть и «болевые» точки в заявленных Смольным инфраструктурных планах. И без высоких лоббистских возможностей нового градоначальника по выбиванию федеральных денег проблем не решить. Например, уже известно, что в 2012 году на развитие метро городской бюджет сможет выделить лишь 13 млрд руб. Это на 17 млрд руб. меньше, чем заложено в концепции развития метрополитена, принятой Смольным в июне этого года. Так что метро будет с нетерпением ждать усилий нового губернатора.

Другая проблема – инфраструктурное обеспечение территорий под новое строительство. По словам ведущего аналитика компании Setl City Владимира Копылова, из 75 заявленных в Петербурге проектов комплексного освоения территорий примерно две трети вряд ли возможны к завершению – в связи с отсутствием финансирования по обеспечению инженерными и дорожными сетями со стороны города. «Дефицит средств на эти цели признают и сами чиновники. Поэтому на посту губернатора нужна фигура, которая сможет убедить федеральный центр, почему нужно вкладываться в инфраструктуру именно Северной столицы, а не других регионов. Решение этой задачи напрямую зависит от лоббистского потенциала нового губернатора», — говорит Владимир Копылов.

Некоторые политологи утверждают, что новый губернатор сосредоточится именно на инфраструктурных проектах. «Я ожидаю оживления инвестиционной активности и прихода новых инвесторов, а также появление новых проектов в сфере транспортной инфраструктуры», – говорит профессор СПбГУ, политолог Дмитрий Гавра. Такую же точку зрения разделяет и политолог Владимир Васильев. «Именно на строительство дорог будет ориентироваться новый губернатор», – уверен он.

Политологи Борис Вишневский и Дмитрий Гавра полагают, что новый глава города также возьмет курс на исправление допущенных градостроительных ошибок. И даже не исключают, что в Петербурге может быть введен запрет на реконструкцию, снос и новое строительство в историческом центре.

Стратеги спят спокойно
Приход нового губернатора Петербурга не отразится на проектах стратегического масштаба и в сфере недвижимости. «Все эти проекты в той или иной мере завязаны на частные деньги федерального уровня и уже запущены, поэтому никому не выгодно будет в них что-то менять», – уверен политолог Борис Вишневский

В начале августа Компания Millhouse, чья дочерняя структура ООО «Новая Голландия Девелопмент» реализует проект освоения острова, определилась с победителем конкурса на лучшую концепцию развития этой территории. Реализацию проекта планируется завершить в течение семи лет. Официальный представитель Millhouse Джон Манн выражает уверенность, что проект будет продолжен и при новом губернаторе.

До конца сентября «Главстрой-СПб» должен получить еще 9 корпусов Апраксина двора, первые 12 были переданы еще в середине июня. Сосредоточив у себя эти объекты, инвестор уже не будет так сильно зависеть от административных рычагов необходимых для «зачистки» территории и сможет сосредоточиться на подготовительных работах. Проект приспособления зданий Апраксина двора под современные нужды «Главстрой СПб» обещает выдать уже до конца года.

Также успел пройти все необходимые согласования городских властей уже успевший стать скандальным проект «Лахта-центра». В начале августа КГА дал «зеленый свет» строительству 470-метровой башни в Приморском районе. Теперь инвестор может приступать к проектированию и возведению объекта. Как заявил исполнительный директор ОДЦ «Охта» Александр Бобков, возможный переезд Матвиенко в Москву никак не скажется на реализации проекта.

Власти также успели дать «законный» старт масштабному проекту «Новый берег» по намыву в Финском заливе. Перед уходом на каникулы депутаты парламента Петербурга приняли в целом соответствующие поправки в Правила землепользования и застройки, позволяющие возводить на искусственных площадях в Финском заливе между Сестрорецком и Лисьим Носом объекты высотой до 70 м. Проект планировки и межевания территории подготовят к I кварталу 2012 года.

Аналитики уверены, что и «Новому берегу», и «Морскому фасаду» ничего не грозит – их финансовые корни уходят на федеральный уровень и от смены губернатора ничего не поменяется. Так же как ничего не грозит «Невской ратуше» и «Набережной Европы», за которым стоит банк «ВТБ». И даже возможная смена руководства «ВТБ девелопмента» (сейчас эту структуру возглавляет Сергей Матвиенко) вряд ли затормозит эти проекты.

Кабинетная встряска 
Приход нового губернатора, уверены все эксперты, обернется значительными перестановками в кабинетах Смольного. «Очевидно, что губернатором Петербурга может стать только крупная политическая фигура, связанная с определенной группой интересов и лоббирующая их. Этот человек, безусловно, приведет новых руководителей блоков городского правительства и вряд ли основной костяк правительства, который был сформирован Матвиенко, сохранится. Инвестиционный блок, строительный блок, транспортный блок – все это слишком важные и капиталоемкие сферы, чтобы их доверили не своим людям. И именно в этих сферах произойдет перераспределение интересов», – говорит Дмитрий Гавра. При этом эксперт считает, что «резкого передела наследства» не будет. А самые серьезные перемены ожидают прежде всего строительную сферу, в частности в системе распределении госзаказа. «Правила проведения тендеров у нас российские, поэтому понятно, что их выигрывают компании, так или иначе связаны с интересами определенных лиц. Поэтому с приходом нового губернатора, очевидно, произойдет передел в распределении тендеров», – отмечает он.

Эксперты согласны, что строительный блок администрации ждет большая перетряска. «Скорее всего уйдет строительный вице-губернатор, председатели комитета по строительству, КГА и их замы», – рассказал источник БН.ру в Смольном.

Заместитель директора АН «Бекар» Леонид Сандалов уверен, что все будет зависеть от персоны нового губернатора. «Сейчас глава комитета по строительству Вячеслав Семененко имеет большую поддержку со стороны представителей бизнеса Санкт-Петербурга. С другой стороны, в город хотят придти и московские компании. Поэтому можно говорить лишь о том, что окончательное решение о перестановках зависит от нового губернатора», – говорит он.

Дмитрий Травин также уверен, что новый губернатор наверняка будет способствовать переделу на различных рынках. «Опыт показывает, что с приходом Яковлева на смену Собчаку, и Матвиенко на смену Яковлеву в городе появлялись новые крупные игроки. В какой степени будут изменения – пока предсказать невозможно. Но объективная возможность таких изменений имеется – от позиции первого лица во многом зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя в городе та или иная группа», – говорит экономист.

Эксперты также указывают, что строительный сектор в наибольшей степени зависит от эффективного взаимодействия с городскими органами власти, будь то Москва или Петербург. «Необходимость согласований, разрешений, да и просто получения участков под застройку подразумевает достаточно тесные отношения строителей с властями. Да и для администрации города градостроительная деятельность – одно из основных направлений работы», — говорит финансовый аналитик компании БФА Денис Демин.

«По моему мнению, смена городской политической элиты затронет, прежде всего, строительные компании, которые непосредственно связаны с реализацией проектов, финансируемых за счет городского бюджета, – говорит генеральный директор юридической компании Rightmark group Александр Рассудов. – Думаю, в данном случае может произойти смена фаворитов». Эксперт еще раз подчеркивает, что крупных проектов комплексного освоения территорий это не коснется. «На таких проектах, как намыв на Васильевском острове или «Северная долина» Главстроя смена элит не отразится никак, поскольку провалы в реализации столь масштабных градостроительных преобразований не нужны ни одному губернатору», — уверен он.

Ступор уже наступил
По мнению Дениса Демина, градостроительная стратегия Петербурга в последние годы характеризовалась калейдоскопичностью; многие крупные проекты, о которых было заявлено, не были доведены до стадии реализации либо стагнируют. «Возможно, новая администрация пожелает пересмотреть планы развития города и внести в них свежую логику. Какие-то изменения последуют и в цепочке лиц, принимающих решения и взаимодействующих со строительным сектором. Поэтому смена губернатора может создать паузу в принятии новых решений в строительстве и временно ограничить активность сектора. Однако в большей степени это касается коммерческих проектов», – считает эксперт.

О вероятной паузе, вызванной кадровыми перестановками, говорит и заместитель руководителя отдела консалтинга Knight Frank St Petersburg Михаил Гущин. «Смена команды значительных проблем для строителей не создаст. Строительная отрасль одна из наиболее активных в Петербурге, и создавать для нее сложности не отвечает ничьим интересам. Но при этом может возникнуть ряд проблем, связанных, прежде всего, со временем, которое понадобится новой команде», – полагает он.

Некоторые застройщики утверждают, что ступор при принятии решений, вызванный политической неопределенностью, в кабинетах Смольного уже настал. «Единственное следствие всех этих разговоров о будущем губернаторе – в комитетах вообще перестали что-либо согласовывать. Все решения откладываются на осень. Никто не знает, кто останется, а кто уйдет», – рассказал генеральный директор крупной строительной компании.

Один из старожилов строительного рынка, председатель совета директоров ГК «Эталон» Вячеслав Заренков, уверен, что в его работе ничего не изменится. «В Петербурге система работы строительной отрасли выстраивалась 15 лет. В настоящее время она достаточно эффективно работает. Есть генеральный план, есть регламенты, есть правила получения разрешительной документации. Думаю, что новый губернатор не будет разрушать существующую систему, а направит свои действия на ее улучшение. Хотелось бы, чтобы были сокращены сроки выдачи разрешительной документации и решен вопрос развития инфраструктуры в районах комплексной застройки территории», – высказывает он пожелания новому губернатору Северной столицы.

Текст: Александр Смирнов, Павел Никифоров, Светлана Коваленко