Строители выйдут на площадку по временному разрешению Государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ). Полноценный Акт о начале строительства ООО «Невская концессионная компания» («НКК») получить пока не может, так как еще не готово заключение Главгосэкспертизы. В компании БН.ру заявили, что «ждут этого со дня на день» и, скорее всего, документы придут в Петербург до начала сентября. Однако на сроки начала строительства это в любом случае не повлияет – такую опцию своему партнеру в июне подарил Смольный.
Дата начала сооружения одного из самых амбициозных проектов городской администрации уже известна. «16 сентября мы начинаем вынос инженерных сетей из зоны будущего строительства», – сообщил БН.ру начальник отдела подготовки строительства «НКК» Александр Шафранский. На данном этапе работ особых неудобств петербургские автомобилисты не испытают – ограждения будут установлены не на проезжей части. Но затем стройплощадку неизбежно придется расширять и в конечном счете перегораживать и Смольную, и Свердловскую набережные. Однако произойдет это не раньше весны 2012 года.
Напомним, что шестиполосный двухярусный Орловский тоннель, длиной 3,5 км, по условиям концессионного соглашения, должен быть запущен в эксплуатацию в 2015 году и обойдется без малого в 50 млрд руб. (впрочем, эта сумма может быть впоследствии скорректирована – так же, как в случае со строительством стадиона на Крестовском острове). Проезд по тоннелю будет платным, точных данных по поводу стоимости пока нет, но предполагается, что она будет примерно соответствовать цене проезда по ныне действующему участку Западного скоростного диаметра.
Орловский тоннель соединит между собой Смольную и Свердловскую набережные, выйдет на поверхность в створе Пискаревского проспекта и станет частью трассы беспрерывного движения из центра города до выезда из него на Приморское шоссе. Финансирование будет вестись из федерального, городского бюджетов и средств частных инвесторов, при этом участие государства ограничивается 75% от всех затрат. На первом этапе все работы оплачивает «НКК», а город впоследствии компенсирует затраты своему партнеру. В текущем году предусмотрено финансирование Орловского тоннеля из городского бюджета в объеме 1,5 млрд руб., а на 2012 год – 3,4 млрд руб.
Отметим, что наиболее дорогостоящий и трудоемкий процесс строительства – собственно проходка тоннеля под Невой — начнется лишь в начале 2013 года. Проходческий щит «НКК» уже заказала в Германии у компании Herrenknecht. После того, как он будет доставлен на берега Невы, город оплатит заказ производителю и передаст его «НКК» в аренду (ее стоимость стороны определят позднее), а после окончания проходки получит обратно.
Орловский тоннель должен повысить престижность жилых районов на правом берегу Невы – в районе Большой Охты. Однако не прямо, а косвенно – за счет появления магазинов, социальной и развлекательной инфраструктуры и в целом более благоустроенной территории. «Есть еще косвенное влияние – то, что я называю «узнаваемостью территории». Люди смогут присматриваться к району, в котором раньше, возможно, даже никогда и не бывали. Но все это будет происходить постепенно. Не стоит ждать, что на следующий день после открытия Орловского тоннеля рядом немедленно цены на жилье вырастут на 20%», — считает главный аналитик ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев.
Просмотреть Орловский тоннель на карте большего размера