По традиции высоких гостей встречал оркестр. Перед церемонией открытия комплекса защитных сооружений (КЗС, или дамбы) прошла краткая ознакомительная экскурсия. В своем выступлении премьер вспомнил о том, что строительство КЗС с 1979 года шло «ни шатко — ни валко», в 90-х годах прошлого века вообще остановилось. «Когда я приехал сюда в 2005 году, возникло ощущение, что восстановить стройку невозможно. Она представляла собой свалку», — ударился в исторические экскурсы Владимир Путин.

Премьер добавил также, что уже в 2006 году стройка фактически началась заново. «Но в итоге решение о возобновлении стройки было принято, и в результате ее завершения город получит не только защиту от его извечной беды – наводнений, но и улучшение экологической ситуации, потому что по дамбе пройдет оставшаяся часть кольцевой автодороги и транспорт будет направляться не через центр города, а в объезд», — подчеркнул он.

После чего премьер осмотрел центр управления КЗС, в котором ему рассказали о том, что в настоящее время за экологическим состоянием вокруг дамбы призваны следить 30 очистных систем. Еще в 2011 году вода в Финском заливе перестала цвести, и многие горожане вновь стали купаться в нем. Затем Владимир Путин посетил смотровую площадку, где ему продемонстрировали работу затворных механизмов.

«Достойно Петербурга. Грандиозное сооружение. Есть в этом технологическая красота», — подытожил он. В завершении премьер вместе с вице-премьером Козаком, Матвиенко и министром регионального развития Виктором Басаргиным, который также присутствовал на мероприятии, сфотографировались на память с участниками проекта.

Басаргин отметил, что фотографию опубликуют в альбоме, посвященном истории создания КЗС. «Мы это сделаем, чтобы знать, с чего все начиналось», —  сказал он. «С чего начиналось, только я знаю», — пошутил в ответ Путин.

Коган сделал свое дело…
Впрочем, настоящим героем дня стал даже, скорее, не Путин, а человек, который курировал этот масштабный проект на протяжении 6 лет — директор Департамента капитального строительства Министерства регионального развития РФ Владимир Коган. В ходе торжественной церемонии сдачи объекта он подтвердил появившуюся накануне в СМИ информацию о том, что добровольно оставляет свой пост. По словам Когана, комплекс защитных сооружений полностью готов и утром 12 августа был подписан акт о его вводе в эксплуатацию, а стало быть его миссия завершена. О своих дальнейших планах Коган рассказать отказался, заявив лишь, что «хочет отдохнуть».

Напомним, что до прихода на госслужбу Владимир Коган возглавлял ЗАО «Банкирский дом Санкт-Петербурга», а также был совладельцем «Промстройбанка». По данным федеральной прессы, Коган познакомился с Владимиром Путиным еще в период работы того в Смольном и с тех пор поддерживает с премьеров дружеские отношения. В октябре 2005 года он перешел на работу в «Северо-Западную дирекцию Госстроя России — дирекцию комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений», а в июле 2008 года был назначен руководителем департамента Минрегионразвития.

На этом посту он довел до логического завершения один из самых знаменитых советских долгостроев. Ведь дамбу начали сооружать еще в 1979 году, но в конце 80-х работы там почти прекратились, а в середине 90-х объект и вовсе заморозили. Владимиру Когану удалось добиться возобновления финансирования объекта в 2005 году и лишь тогда рабочие вновь вышли на площадку. Всего из федерального бюджета на достройку КЗС Петербурга ушло 109 млрд руб.

Кольцо замкнулось
Несмотря на то, что защита города от наводнений, безусловно, волнует большинство горожан, главным событием стало то, что полностью открывшаяся дамба к тому же замыкает периметр Кольцевой автодороги вокруг Петербурга. Именно с этого дня КАД стала полноценной объездной дорогой. Уже с завтрашнего дня любой автовладелец сможет проехать 119 км вокруг города и вернуться в то же самое место.

По мнению многих экспертов, завершение 13-летней истории строительства КАД даст мощный импульс для развития строительства в таких ранее не слишком популярных у инвесторов зонах как Кронштадт, Ломоносов, Бронка и Петергоф. Причем речь идет не только о жилье, но и о новых логистических и торговых площадях, а также бизнес-парках. Появление КАД уже спровоцировало некоторое удешевление доставки строительных материалов, а новые проекты девелоперы и власти уже начали вовсю заявлять. Например, это переезд «Адмиралтейских верфей» из центра Петербурга на остров Котлин, строительство Военно-морской академии и жилого комплекса компании «Кронштадские паруса».

Фото: Trend

Текст: Павел Гинёв, Светлана Коваленко