В пятницу, 12 августа, в Петербурге откроют последний участок кольцевой автодороги (КАД) – от Бронки до Кронштадта, включая тоннель под Южным судопропускным сооружением. Также в этот день должно состояться открытие комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений, возведение которого велось еще с советских времен.

Напомним, что до середины 1990-х годов прошлого века Кронштадтский район был закрыт для посещения. Эта закрытость до сих пор сказывается на местном рынке недвижимости: он только начинает развиваться. Перспективы развития района эксперты видят в улучшении его транспортной доступности. До 1984 года до Кронштадта можно было добраться только на пароме. Ситуация изменилась после того, как к центральной части острова с севера была подведена дамба – комплекс защитных сооружений (КЗС), призванный оградить Петербург от наводнений, по которой было открыто автомобильное сообщение с Петербургом. Дамба делит остров на две части, западную и восточную. На западе находится один из фортов, кладбище и воинская часть. Сам же город занимает восточную часть Котлина. Как только остров соединят с «большой» землей дамбой и с юга, тогда Кронштадт окажется на пути крупной транзитной автомагистрали, которая соединит Финляндию и Центральную Россию.

По мнению бывшего вице-губернатора Петербурга (курировавшего строительную отрасль) Александра Вахмистрова, появление кольцевой автодороги уже сыграло роль в развитии Кронштадта и Ломоносова. «Сразу же начали развиваться крупные проекты. Например, в Кронштадте планируется размещение Объединенной судостроительной корпорации, Военно-морской базы. Получается, что раньше у нас был обычный населенный пункт, у которого даже дороги не было, а теперь она появилась – и это в корне меняет качество жизни», – сказал он.

Как полагают эксперты, завтрашнее открытие всего «кольца» станет новым стимулом развития недвижимости как для Петербурга в целом, так и для зон, которые впервые станут по-настоящему привлекательными для инвесторов: Кронштадта, Петергофа и Бронки. По мнению главного аналитика ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашева, завершение строек сыграет решающую роль для этих населенных пунктов. «Для них – это практически рост с нуля. Сейчас ситуация со строительством там новой недвижимости, как жилой, так и коммерческой практически зашла в тупик. Естественно, с появлением новых дорог эти зоны станут на первом этапе хотя бы транзитными, и потенциальные покупатели и инвесторы начнут приглядываться к ним», – отмечает он. По его мнению, прогнозировать сейчас конкретные темпы роста в строительстве пока рано, однако очевидно и то, что сам рост не будет внезапным, а будет формироваться на протяжении ближайших 5-10 лет. Аналитик не исключает, что в первую очередь инвесторов и застройщиков заинтересуют проекты в области коммерческой недвижимости, а затем привлекательным станет строительство жилья.

С такой оценкой согласен и вице-президент «ВТБ-Девелопмент» Александр Ольховский. Он полагает, что застройщики заинтересуются строительством торговых площадей, логистики и жилья, и лишь спустя время – привлекательными станут проекты офисно-деловой застройки. «Результаты завершения этих долгостроев будут видны не в ближайшие два года, а в ближайшие десятилетия, но всем понятно, что наличие доступной транспортной инфраструктуры – это залог развития территорий, которые до этого особым спросом не пользовались», – говорит он.

Глава комитета по строительству Вячеслав Семененко не сомневается, что вся территория вокруг КАД получит новые перспективы для развития. «На мой взгляд, на новых зонах было бы полезно развитие складской и офисной недвижимости. Также целесообразно строительство бизнес-парков, что позволит в дальнейшем вывести из центра города административную функцию. Практически во всем мире все высокотехнологичные компании предпочитают арендовать места именно в таких парках», – отметил он.

Депутат Законодательного Собрания СПб, член правления НП «Объединение агентств недвижимости» Анатолий Костерев также связывает развитие новых территорий со строительством складских помещений. «Это логично, поскольку теперь эти зоны стали транспортно доступными, и инвесторам было бы выгодно перенести сюда свои объекты из центра города, который и так перегружен», – отметил он. По его словам, завершение строительства КАД и дамбы позволит строителям снизить расходы на транспортировку материалов. «Теперь, когда есть транзитные маршруты в обход центра, сама доставка материалов станет проще и дешевле», – считает он.

Бывший главный архитектор Петербурга Александр Викторов утверждает, что главным плюсом завершения «кольца» КАД является образованный транзитный коридор связывающий север и юг города. На севере, по его мнению, было бы перспективно вести жилищное и офисно-деловое строительство, а на юге развивать складскую застройку и транспортную инфраструктуру.

Сегодня, по данным администрации Кронштадского района, площадь жилой застройки района составляет 22 га. Однако в соответствии с генеральным планом Петербурга до 2025 года предполагается строительство в Кронштадте около 170 тыс. кв. м жилых площадей. Почти 90% всего строительства будет мало- и среднеэтажным.

Один из самых крупных проектов, которые планируется реализовать между дамбой и северным берегом Котлина занимается компания «Кронштадтские паруса». На участке площадью более 43 га будут построены торговые, жилые и, возможно, деловые объекты, здесь также расположится объединенная Военно-морская академия. Меморандум о создании на острове Котлин учебно-научного и административного центра ВМФ был торжественно подписан в декабре 2008 года министром обороны Анатолием Сердюковым, губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко и президентом ВТБ Андреем Костиным. Завершение проекта, оцениваемого экспертами как минимум в $700 млн, намечалось на 2013 год.

Впервые идея создать в Кронштадте мегацентр, в который будут переведены основные военно-морские структуры Петербурга, прозвучала еще в 2007 году. Заявлялось, что вокруг военно-морских офисов и кампусов появится развитая инфраструктура, включающая штаб–квартиры крупнейших российских компаний, связанных с морем (например, Объединенной судостроительной корпорации), конгресс–центры, спортивные объекты, яхт–клубы и, конечно, жилье.

 

Текст: Светлана Коваленко