Наблюдатели высказывали мнение о вероятной победе именно консорциума, финансируемого тандемом «ВТБ» — «Газпромбанк», буквально сразу после вскрытия конвертов с заявками участников в середине июля. Предложение ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС) превосходило единственного конкурента — ООО «Балтийская концессионная компания «Магистраль» (в составе ЗАО «Терра Нова», «Балтийской дноуглубительной компании», австрийской PORR AG, Renaissance Construction, французской Vinci Concessions, «Мостоотряда №19», бельгийской Jan de Nul, «Сбербанк Инвестиции» и кипрской Oliveridge Investments) – в главном: величиной минимальной годовой выручки, гарантированной городским бюджетом.
Напомним, что по условиям концессионного соглашения недополученный в ходе эксплуатации трассы доход (если таковое произойдет) должен быть возмещен Смольным. При этом МСС установило планку на уровне 9,6 млрд руб., а «Магистраль» гораздо выше – 16,2 млрд руб. «Это так называемый рыночный риск, традиционно возлагаемый в концессионных дорожных проектах на публичного участника. Ну, а поскольку оба участника являются равновеликими по другим ключевым параметрам – наличию аналогичного опыта и политического ресурса, то городу оставалось просто рассчитать бюджетную экономию», — считает управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин.
Сложность выбора конкурсной комиссии подтвердила и губернатор Петербурга. «Оба претендента были одинаково мощными и нам было сложно выбирать между ними. Но в итоге победило то предложение, которое содержало в себе обязательства построить трассу в три раза дешевле и на год быстрее», — сообщила Валентина Матвиенко. Она подчеркнула, что опыт у «строительного блока» победившего консорциума имеется изрядный: итальянская Astaldi – вторая по величине компания этого профиля в Европе, а турецкие Mega Yapi и IC успешно строили метро в Риме, международный аэропорт в Бухаресте и, самое главное, автобан между Анкарой и Стамбулом длиной 150 км.
Впрочем, в комментариях генерального директора «Балтийской дноуглубительной компании» Владимира Бланка (кстати, экс-чиновника Смольного) сквозила явная ирония. «Надеюсь, я смогу проехать по новому ЗСД через три года, построенному за те деньги, которые вы заявили», — такими словами он «поздравил» более удачливых конкурентов. Но глава группы ВТБ Андрей Костин не растерялся и в ответ на это пообещал лично прокатить Владимира Бланка по ЗСД… на Ё-мобиле, чем вызвал смех всей конкурсной комиссии во главе с губернатором.
После окончания столь приятной процедуры президент ВТБ рассказал, что стоимость реализации проекта составит порядка 90 млрд руб., а 36 месяцев консорциуму вполне хватит, чтобы построить 3 моста, тоннель и множество эстакад. «И никакой кризис, даже если он будет, нам не помешает», — подчеркнул он. При этом он не исключил, что генподрядчиком строительства станет петербургская компания и, в том числе из числа тех, кто представляет консорциум-конкурента (несложно догадаться, что речь идет о «Мостоотряде №19»). И то, что фактически строить трассу в качестве субподрядчиков будут в основном российские (и преимущественно, опять-таки, петербургские) компании, Андрей Костин скрывать также не стал.
На площадку подрядные организации выйдут уже в первом квартале будущего года. Перед этим в последних числах декабря будет подписано концессионное соглашение. По его условиям, помимо 90 млрд руб., привлеченных частным инвестором, федеральный инвестиционный фонд добавит еще чуть более 50 млрд руб. на постройку наиболее технически сложного и трудоемкого 12-километрового участка ЗСД над акваторией Невы и Финского залива.
Быстро окупить свои затраты, по словам Костина, инвесторы не надеются. «Маржа у всех участников консорциума – достаточно скромная. В своих расчетах мы ориентировались на цену проезда по ЗСД такую же, как сейчас, а срок окупаемости будет длинным: 3 года строим и 27 – окупаем», — сообщил он. Напомним, что в настоящее время проезд по действующему участку Западного скоростного диаметра обходится автомобилистам в 20-50 руб. ООО «Магистраль Северной столицы» получит право управлять ЗСД и собирать плату за проезд по трассе в свою пользу на протяжении 30 лет со дня заключения соглашения со Смольным.
На схеме: Центральный участок ЗСД
Источник: spb-projects.ru