В середине июля БН.ру неофициально рассказали, что скорее виноваты в этом поставщики бетонных смесей, которые использовали не апробированную присадку к бетону для придания ему не замерзающих свойств. Сейчас эта версия начинает подтверждаться.
«После проведенных исследований вероятность того, что именно противоморозная добавка стала причиной появления запаха, равна 80%, — рассказал генеральный директор ЗАО «ССМО-ЛенСпецСМУ» Геннадий Щербина. — Возможность того, что причиной стал, например, некий специфический сорт цемента, оценивается в 20%». Правда, как пояснил он, винить конкретного поставщика пока нельзя. «Поставки бетонных смесей шли от разных компаний, но скорее всего причина в специальных добавках, которые закупались у компании «Цемактив»», — пояснил Геннадий Щербина. Сейчас застройщик продолжает проведение экспертизы, которая затянется минимум до конца августа. В эти же сроки будут завершены экспертизы еще у одной пострадавшей компании — «Юит Лентек». «Экспертизы идут, так что пока добавить нечего», — заявил представитель компании.
По словам директора по снабжению генподрядной компании STEP Дмитрия Орлова, подобная версия реальна: производители бетона могли в кризисный период сэкономить, закупив более дешевые добавки (присадки) для лучшего схватывания бетона в зимнее время. «Компания STEP не сталкивалась с подобной ситуацией: у поставщиков мы покупали бетон в мае-июне прошлого года, когда антизамерзающие добавки не используются», — рассказал он.
По словам Геннадия Щербины, сейчас главное не найти, кто виноват, а понять, что делать дальше. «Мы говорили с химиками, и они не готовы дать ответ, когда запах испарится и что делать, чтобы это произошло быстрее. Дело в том, что в нынешнем состоянии бетон — это по сути бутылка с запахом внутри, который выходит через тонкое горлышко. Сколько потребуется времени, чтобы он выветрился, не знает пока ни кто», — пояснил генеральный директор ЗАО «ССМО-ЛенСпецСМУ».
Тем не менее, участники рынка уверены, что виновных застройщики в любом случае найдут и вполне возможно потребуют компенсировать убытки. А если учесть, что от запаха пострадали около 600 квартир, то общий объем потерь может составить около 2-2,5 млрд руб. «Точно сказать, насколько вероятен выигрыш застройщика в суде нельзя. Это зависит от множества факторов, от того не был ли пропущен срок на обнаружение недостатков поставленного застройщику бетона (максимальный срок составляет всего 2 года с момента поставки), срок исковой давности. Также успех застройщика во многом зависит от того, сможет ли он доказать факт причинения ему убытков», — уверена Евгения Станиславская, юрист коммерческой практики компании Rightmark group.