В отличие от старых концепций – новая городская стратегия должна быть краткой и предельно конкретной. «Все старые концепции страдали одним недостатком, они были "толстыми" и их никто кроме разработчиков и тех, кто получает за это зарплату, не читали. Новую концепцию мы хотим сделать такой, чтобы ее мог взять любой и без особых мучений прочитать – например, уложиться всего в 15 страниц. Кроме того, мы должны четко понимать направления, по которым город будет двигаться в ближайшие годы – не 40-50 направлений, на которые у нас просто не хватит ресурсов, а 4-5. И не надо прописывать в концепции банальные вещи, типа надо чистить зубы по утрам или ставить остановки городского транспорта. Петербург уже стал глобальным городом и мы должны ответить на те вызовы, которые этот статус несет», – так охарактеризовал БН.ру суть концепции председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Евгений Елин.

Обсудить все эти вызовы представители городского правительства и бизнеса решили на круглом столе «Концепция социально-экономического развития города до 2020 года». По словам Евгения Елина, с 2000 года доля Петербурга в общем объеме экономики России увеличилась до 4%, при этом она выросла примерно на четверть. «Это очень хорошие показатели роста. В город увеличился миграционный поток, и сократилась миграция из него. К нам пришли крупные консалтинговые, промышленные компании», – заявил он. По мнению Елина, у глобального города есть две основных цели: развитие инновационных технологий и консолидация общества, которое теперь состоит не только из коренных петербуржцев, но и многочисленных мигрантов.

Главным препятствием для развития чиновники видят отсутствие инвестиций и бюрократические административные барьеры. Так, по словам председателя Комитета по строительству Вячеслава Семененко, все «вкусные» проекты, с высокой доходностью уже закончились. «Промышленность из центра надо убирать – и не надо говорить, что в разрушенных цехах создаются инновационные изобретения. Нам нужна реновация старых кварталов. То есть остались проекты, которые требуют длинных и качественно иных инвестиций. Это не банковские кредиты, это деньги пенсионных и инвестиционных фондов. Но они к нам пока не идут. Поэтому мы должны содействовать инвестициям, в том числе приводя наши административные процедуры до уровня стран Балтийского моря, с которыми мы за инвестиции конкурируем», –  считает Вячеслав Семененко. В том, что административные барьеры мешают бизнесу, с ним согласен и председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Алексей Чичканов. «Даже те проекты, которые город признал стратегическими для себя, все равно сталкиваются с бюрократией и чиновничьими барьерами. Что с этим делать – сказать сложно. У нас выходит много нормативных актов, созданных с благими целями, но они, как оказывается, создают дополнительные барьеры. Сейчас мы планируем проводить предмониторинг законов, чтобы заранее предвидеть последствия», – уверен Чичканов.

С другой стороны, властям нужно понимать какие производства и какие сферы должны развивать в Петербурге в первую очередь. Так по мнению директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимира Княгинина, «мы должны иметь промышленные драйверы». То есть 5-7 отраслей растущих с темпом выше 10% в год. В данный момент это наукоемкие инновационные производства, в в которых главную роль играют высокопрофессиональные кадры. Но эти кадры в Петербург нужно еще и привлечь. С ним согласен и Александр Романенко, президент Международной федерации по недвижимости ФИАБСИ. «Если мы хотим, чтобы в Петербург приезжали талантливые люди, развивали наш город, то мы должны предоставить им комфортное и доступное жилье. Также городу нужна адекватная инфраструктура для того, чтобы эти люди могли развлекаться, культурно обогащаться», – заявил он.

И здесь возникает дилемма – город должен развиваться, осваивать новые территории или заниматься реконструкцией существующей территории. «Мы либо расширяемся – и строим проекты гринфилд (в чистом поле), либо сжимаемся, то есть браунфилд (предполагается снос или реконструкция существующих на участке строений)», – говорит Владимир Княгинин. «Сейчас нам нужно не просто забивать статистику миллионами квадратных метров, а подумать, насколько это жилье будет отвечать требованиям нашего населения через 10-15 лет. Наш город должен стать таким же, как Стокгольм или Вена, где уровень и комфортность проживания в городской среде, несмотря на весь прогресс, очень высоки», – считает Вячеслав Семененко.

Но активное «сжатие» может привести к частичной потере туристического потенциала, который, по мнению директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, может стать главным двигателем прогресса в Петербурге. «Все, что у нас есть – культурные ценности, наследие, может монетизироваться только через развитие туризма. Это понимали еще в советские времена, когда сделали из Петербурга витрину социализма. Даже главная «фишка» – «белые ночи» была придумана «Интуристом» и считаю, это было гениально. Каждый турист, приезжающий в Петербург, приносит казне города значительный доход. Туризм был и остается одним из самых выгодных и быстрорастущих видов бизнеса, и только он может выступить локомотивом развития», – уверен Сергей Корнеев.

Правда, к какому-то окончательному выводу, куда должен развиваться Петербург, в ходе дискуссии придти не удалось – закончилось время. Но, как обещал модератор круглого стола, управляющий директор банка «ВТБ» Александр Ольховский, все мнения будут учтены в итоговой концепции развития Петербурга до 2020 года. Правда, когда она увидит свет, пока не ясно. «Работа идет. Жестких сроков у нас нет. Понятно, что скорее всего, концепция будет представлена уже новому губернатору. Надеюсь, что она ему пригодится, даже просто в качестве некоего документа, выражающего мнения. Новый городской глава сможет либо принять ее к действию, либо внести правки, либо отвергнуть. В любом случае концепция будет полезна», –  резюмировал два с лишним часа работы Евгений Елин.
 

Текст: Павел Никифоров