Здравствуй, белая зарплата
Что касается не только наличия, но и подтверждения доходов – у большинства опрошенных в этом деле все в полном порядке. Подавать не подтвержденное работодателем заявление на кредит настроены лишь 12% из них. А 6,9% ориентированы на загадочное «иное» доказательство своей кредитоспособности. (Диапазон подобных доказательств весьма широк: от предложения банку оценить доходность личного бизнеса – до привлечения вышеупомянутых созаемщиов.) Более 55% анкетированных посетителей выставки-семинара готовы представить справку из бухгалтерии по форме 2 НДФЛ, и почти 26% – справку по форме банка. Так что безапелляционные расхожие утверждения о том, что подавляющее большинство россиян по-прежнему существуют за счет серого дохода, явно уже неактуальны. Зарплата в России постепенно «белеет», банки медленно, но стабильно смягчают свое отношение к происхождению доходов. И все это приводит к беспроигрышному подтверждению права на кредит у большинства потенциальных заемщиков. Было бы что приобретать.
По части предпочтений в выборе жилья: от опроса к опросу первичный рынок сдает свои позиции. На сей раз настроены на «первичку» лишь 32,7% опрошенных (два месяца назад – 57,8%, месяц назад – чуть более 40%). То ли в переориентации граждан на «вторичное» жилье (почти 60% в данном опросе) играют роль более жесткие ограничения банков по кредитованию новостроек, то ли со строителями (в отличие от собственников квартир «сэконд-хэнд») сложно торговаться в условиях затормаживающегося рынка, то ли какие-то иные соображения – судить нелегко, но факт остается фактом. Зато почти 8% видят в качестве жилья своей мечты, ради которого стоит связываться с кредитом, собственный дом для постоянного проживания «на пленэре». А вот дачу народ как объект ипотеки рассматривать не желает по определению. Видимо, или она уже есть, или тяги к садоводству-огородничеству на фоне дефицита внутриквартирного пространства не возникает.
Даешь природу с Интернетом!
Вообще урбанистические порывы у народа ослабевают. Почти 27% опрошенных не намерены ограничивать свой выбор границами нашего мегаполиса (см. диаграмму 1).
Отрадно, что осознание необходимости профессиональной помощи в таком непростом деле, как ипотека, постепенно укореняется в сознании граждан. Около 1/3 опрошенных собираются прибегнуть к помощи ипотечного брокера (хотя лишь чуть более 1/5 планируют совершить сложный обмен – через продажу имеющегося жилья и покупку большего – за счет кредитных средств).
Остальные готовы обращаться напрямую в банк. И считают такую форму, как выставка-семинар, весьма полезной в плане знакомства со всем спектром предложений. «Интернетизация» жизни распространяется примерно на 15% нашей аудитории. Именно такая часть посетителей почерпнула информацию о выставке-семинаре во всемирной паутине. И столько же народу не собирается мучить телефон, обзванивая приглянувшиеся банки с уточняющими вопросами (а 26,4% – собираются), и уж тем более не станут мучить себя, любимых, утомительными визитами в кредитные организации (на что готовы 58,5%). Они намерены воспользоваться плодами прогресса, скажем, возможностью заполнить заявку на получение кредита на портале http://www.ruipoteka.ru/, доверив подбор подходящего ипотечного продукта виртуальному консультанту.
Подробно результаты всех проведенных опросов – на http://www.gilproekt.ru.