Прокуратура Петербурга провела плановую проверку исполнения Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры и СПб ГУ «Дирекция транспортного строительства» законодательства при размещении заказов на ремонт и реконструкцию дорожной сети города. Выводы для чиновников были сделаны неутешительные: во-первых, конкурсные процедуры проводились неправильно, лоты формировались с нарушением антимонопольного законодательства (объединяли дороги без учета их категории), а иногда заказы отдавались и вовсе без конкурса. К тому же, по мнению надзорного органа, КРТИ сознательно сузил рынок дорожно-ремонтных работ, отдавая предпочтение лишь «избранным» компаниям, не допуская на него «чужаков».
Повсеместно прокурорами выявлены участки дорог и иные объекты улично-дорожной сети (трамвайные и железнодорожные переезды, колодцы и пр.), не отвечающие требованиям ГОСТ (имеющие просадки, выбоины, колейность и иные дефекты). Всего по итогам проверки внесено 31 представление, возбуждено 19 дел об административных правонарушениях, направлено 20 протестов, в суды предъявлено 80 исковых заявлений.
Эти меры показались главе КРТИ Борису Мурашову настолько несправедливыми, что он оперативно созвал по этому поводу специальную пресс-конференцию. «Мы не собираемся оспаривать решение прокуратуры, но получилось так, что то, что мы делали во благо, обернулось против нас», — сразу же обозначил проблему председатель Комитета.
По его словам, чиновники сузили рынок сознательно, оставив на нем 12 профессиональных компаний из 36, которые участвовали в распределении горзаказа в прошлом году. «Мы специально стремимся не допустить к тендерам тех, кто участвует в них ради участия. Зато на рынке остались только лучшие. Новичкам же стоит начинать с муниципальных заказов, профессиональный отсев должен быть», — считает Мурашов.
По поводу двух случаев заключения контрактов без проведения торгов в КРТИ заявили, что это было вызвано аварийным состоянием Петергофского шоссе и улицы Салова: их требовалось отремонтировать быстро, а в адресном перечне магистрали не значились. В 94 Федеральном законе такие случаи обозначены как форс-мажорные, — считают чиновники.
Наконец, «неэффективную экономию бюджетных средств» (по версии прокуратуры) Борис Мурашов назвал и вовсе надуманной проблемой. «Цена ремонта квадратного метра является сейчас такой же, какой была в 2000 году – чуть более 1 тыс. руб. Мало кто из госструктур может похвастаться тем же. Скорее всего, никто. По сравнению с 2008 годом мы снизили расценки на ремонт вдвое. Причем торги ведем только по стоимости квадратного метра – это наиболее прозрачная процедура», — заявил он.
В заключении чиновник пообещал к 2015 году привести все до одной улицы Петербурга в надлежащее состояние. Сделать это прямо сейчас не позволяет бюджет, но коэффициент аварийности каждый год падает на 5%: на начало 2011 года дорог в аварийном состоянии было 30%, а к 1 сентября КРТИ собирается довести этот показатель до 15%.