В начале июля Правительство Петербурга одобрило проект планировки двух кварталов 29 и 29А Юго-Западной Приморской части Петербурга, где предполагается построить 820 тыс. кв. м жилья. Застройщиком территории выступает компания «Московский метрострой». Это будет уже четвертый крупный проект комплексного освоения, реализуемый в этой части Красносельского района.
Еще раньше ООО «Городская домостроительная компания» (ГДСК) заявила о начале работ в проекте «Южная акватория». Как рассказали в компании, на двух участках общей площадью 24 га запланировано строительство около 300 тыс. кв. м жилья, где будет проживать около 8,5 тыс. человек. Сейчас по «Южной акватории» завершена разработка и согласование проекта планировки и проекта межевания, начались работы по инженерной подготовке территории. По оценкам участников рынка, объем инвестиций в проект составит около $800 млн. К реализации проекта ГДСК намерена приступить в 2012 году.
Еще две компании уже начали строительство. Так, ГК «Город» возводит на 11 га первый из двух жилых комплексов с общей площадью 300 тысяч кв. м жилья. Объем инвестиций около $300 млн. Несколько лет этот район осваивает ЗАО «Балтийская жемчужина». Общая площадь участка составляет 205 га. По плану общая полезная площадь застройки составит 1,73 млн кв. м. В данный момент первый квартал «Жемчужная премьера» уже построен, следующий – «Жемчужная соната» – в стадии строительства.
В последнее время спрос на жилье в Красносельском районе повысился. По мнению Екатерины Гуртовой, директора по маркетингу «Юит Лентек», связано это, прежде всего, с перспективным развитием транспортной, социальной и торговой инфраструктуры.
«Планируется, что в этом районе, до 2015 года, появится новая станция метро – «Казаковская» (на пересечении пр. Маршала Жукова и ул. Маршала Казакова). А к 2025 году еще одна станция – «Брестская» (на пересечении Ленинского проспекта и Брестского бульвара). Проектируется станция метро «Броневая» в составе первого пускового участка новой Красносельско-Калининской линии. Необходимо отметить, что положительно на транспортную доступность Красносельского района повлияли строительство и ввод в эксплуатацию южного участка ЗСД, – рассказывает Екатерина Гуртовая. – Дальнейшее строительство магистрали будет способствовать тому, что добраться в район станет удобней».
Однако основным мотивом массовой застройки Красносельского района эксперты называют наличие достаточного количества свободных пятен. «Площади около Ленинского проспекта долгое время пустовали. В свое время землю под застройку приобрели крупные игроки рынка, такие как ГДСК, Setl City, «Юит Лентек». Это была одна из последних территорий, на которой сохранились старые советские подходы к планировке кварталов», – говорит Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент». Лев Гниденко, генеральный директор ЗАО «Ойкумена», согласен с такой точкой зрения: «В Красносельском районе еще остались хорошие площади под застройку, хотя уже и не много. Но по сравнению с другими районами объем жилья там можно построить довольно приличный».
Сейчас, по словам участников рынка, строительные компании начинают запускать проекты, которые планировали начать еще 2-3 года назад. «Единственный недостаток района – удаленность от метро, но он компенсируется такими преимуществами, как экологичность, сформированность жилой среды», – полагает Светлана Денисова. «Вблизи побережье Финского залива, на территории района имеется несколько больших парковых зон, есть удобные выезды из города в направлении Петергофа», – добавляет Екатерина Гуртовая.
«Я бы сказала, что район имеет законный спрос. В период кризиса в силу общего состояния рынка интерес к этим объектам был снижен, их реализация замедлилась. В настоящее время дома в массе своей уже сданы либо находятся в высокой степени готовности», – говорит Светлана Денисова.
«Помимо точечных проектов, в этом районе активно реализуются и готовятся к выводу проекты комплексного освоения территорий: в частности, проект Балтийской жемчужины, «Дюдергофская Венеция», «Южная акватория». Спрос на квартиры в этом районе пока немного отстает от северных районов города, в первую очередь, из-за меньших объемов строительства. Однако с выводом новых крупных проектов ситуация может выровняться», – считает Ольга Трошева. Традиционно Красносельский район застраивался жильем эконом-класса, но сейчас появляются и более высококлассные проекты.
«Социальная инфраструктура района уже довольно хорошо развита. В частности, предусмотрены детские сады и школы, в том числе с углубленным изучением иностранных языков и других предметов. Что касается торговой инфраструктуры на юге города, то помимо небольших торговых точек, уже функционируют современные торгово-развлекательные центры, крупные сетевые гипермаркеты и магазины строительных товаров», – рассказывает Наталья Агрэ, директор по маркетингу и продажам компании KVS.
Тем не менее, несмотря на активное строительство, участники рынка не ждут ощутимого роста цен на жилье. «Активная застройка, создает определенный уровень конкуренции, и цены корректируются, но, не до уровня себестоимости», - считает Лев Гниденко. «Бесспорно, вывод крупных проектов окажет определенное влияние на цены в районе. Однако вряд ли изменение будет существенным», – уверена Ольга Трошева.
Все участки в Красносельском районе, на которых сейчас начинается строительство, приобретались либо до кризиса под комплексное освоение, либо в кризис. То есть стоимость земли в себестоимости строительства будет относительно небольшой – от $150 до $200 на кв. м. Тем не менее, вряд ли застройщики будут демпинговать – очень дешевого жилья даже при массовой застройке ожидать не стоит.