О том, что проектирование второй кольцевой автодороги в обход Петербурга начнется в будущем году, сообщил 26 июля губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Он отметил, что власти региона совместно с Министерством транспорта уже вышли на федеральное правительство с предложением рассмотреть вопрос о выборе трассы для проектирования второго кольца вокруг Петербурга.

«Имеющийся обход уже сильно загружен и не обеспечивает полностью транспортный поток», — заявил чиновник. По словам Сердюкова, в настоящее время обсуждаются два предполагаемых маршрута КАД-2.

Согласно первому варианту КАД-2 должна пойти по так называемой «бетонке», которая ранее использовалась для расположений подразделений Министерства обороны. «Она идет от Зеленогорска, от Финского залива через Выборгский, Всеволожской, Тосненский, Гатчинский районы и выходит в Ломоносове, то есть другой точке Финского залива», — пояснил губернатор.

Но имеется и альтернативное предложение — создать новое кольцо между уже действующей КАД и все той же «бетонкой». «Это кольцо было бы ближе к Петербургу. При таком варианте предполагается соединить все эти три кольца перпендикулярными магистралями», — отметили преимущество такого сценария в областном правительстве. К окончательному решению власти региона во главе с губернатором и Минтранс должны совместными усилиями прийти до конца текущего года.

Вопрос решенный
Тем не менее сам глава Ленобласти лично, похоже, уже определился: он уверен, что КАД-2 было бы более логично строить на основе «бетонки».

«Я больше склонен к «бетонке». Она будет менее затратной и более прозрачной по землям, по строениям и т.д. Строительство нового третьего кольца будет более затратно из-за большой нагрузки в виде частной земли и частных построек», — отметил он.

То, что маршрут нового кольца, скорее всего, уже определен подтвердили источники БН.ру в комитете экономического развития правительства Ленобласти, сообщив, что «вопрос о маршруте будущей КАД-2 в известной степени уже решен — она, скорее всего пройдет по «бетонке». Тем более, что строительство КАД-2 на совершенно «голом» месте обойдется в 2-3 раза дороже, чем при реконструкции уже имеющейся дороги. По данным источников, на «бетонке» уже даже приступили к расчистке трассы.

В свою очередь, эксперты по недвижимости с сомнением относятся к необходимости реализации такого масштабного проекта в Ленобласти. Во-первых, по их мнению, транспортные проблемы города КАД-2 вряд ли сможет решить из-за своей отдаленности, а, во-вторых, совершенно непонятно, кто будет пользоваться магистралью, поскольку сейчас спрос на загородное жилье ограничивается максимум 60-тикилометровой зоной от Петербурга

Директор департамента загородной недвижимости NAI Becar в Петербурге Андрей Уманский полагает, что разумнее было бы восстановить участки «бетонки» в районе Всеволожска и Зеленогорска, а заодно расширить Приозерское и Приморское шоссе.

«Мне непонятно, зачем необходимо строительство новой трассы в таком отдалении. Это определенно проект не сегодняшнего дня, поскольку сейчас спрос на жилье приходится на 20-30-километровую зону от города. И если только предположить, что в будущем эти районы будут активно развиваться, то можно говорить о том, что проект оправдан. Но даже в отдаленном будущем вряд ли кто-то будет искать себе жилье дальше 60-километровой зоны», — отмечает он.

Однако эксперт не исключает, что заявка о реализации столь масштабного проекта может быть связана с тем, что в Ленобласти до сих пор не принят Генеральный план. «При внесении в Генплан такого объекта, регион мог бы получить гарантированное федеральное финансирование на многие годы, и таким образом наполнить собственный бюджет», — отметил он.

Аналитики не исключают и того, что ускорение строительства КАД-2 связано и с давно обсуждаемыми планами по объединению Петербурга и Ленобласти. Примечательно, что согласно утвержденной около месяца концепции развития петербургского метрополитена до 2025 в Ленобласти может появиться две станции, которые будут строиться совместно с городом.

Старые планы
Планы превратить бывшую военную дорогу А-120, окружающую Петербург двумя полукольцами на расстоянии примерно 50 километров, в полноценную кольцевую автодорогу областные власти вынашивали ещё в 2005 году. Тогда председатель комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти Валерий Ким предлагал окольцевать Петербург аж тремя кольцами.

В начале 2007-го правительство области даже начало искать инвесторов для развития второго транспортного кольца, предварительно признав перспективными 19 площадок по размещению промышленных зон. Большинство из них концентрировались именно вокруг «бетонки». Вдоль «дублера» КАД планировалось создать новые рекреационные зоны. А начать строительство – в 2010 году. Однако реализации планов помешал кризис.

В начале ноября нынешнего года областные чиновники и вовсе решили свернуть проект. «Петербургская кольцевая автодорога и трасса А-120 и так обеспечивают весь пассажиропоток», — заявил глава комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Константин Харакозов в ходе пресс-конференции, посвящённой текущим ремонтам автодорог региона. И добавил, что от такого строительства могут пострадать садоводства, находящиеся в районе трассы: они, по его словам, могут быть «перегружены».

Вероятно, денег на строительство КАД-2 в областном бюджете попросту не было. Исходя из длины существующей «бетонки» — около 300 км, можно предположить, что строительство КАД-2 может обойтись в 2,5 раза дороже, чем 116-километровой КАД. То есть 300-350 млрд руб. – именно такую сумму озвучивали областные чиновники 2 года назад.

Разгрузить КАД
Однако в конце прошлого года генеральный директор ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург» (ДСТО) Вячеслав Петушенко заявил, что строить второе кольцо вокруг города необходимо, так как интенсивность движения по КАД уже сегодня превышает расчетные нормативы. И если темпы автомобилизации населения останутся даже на нынешнем уровне, то к 2015 году кольцевая попросту встанет. «Открытие логистических центров, строительство порта в Усть-Луге – всё это указывает на то, что городу будет нужно второе кольцо», — подчеркнул он.

В апреле нынешнего года о КАД-2 заговорил и министр транспорта и по совместительству глава Координационного совета по развитию транспортного узла Петербурга и Ленинградской области Игорь Левитин. На первом заседании совета он заявил, что второе кольцо должно быть построено к 2020 году совместными усилиями города, области и федерального центр. Именно она возьмет на себя задачу отвода транзитного транспорта от Петербурга, а действующая КАД станет, по сути, городской магистралью, с помощью которой автовладельцам станет проще передвигаться из одного района в другой.

Отметим, что владельцы земельных участков рядом с будущей кольцевой могут получить неожиданный подарок в виде удорожания собственной земли. Разумеется, не в таких объемах, как вблизи ныне действующей кольцевой автодороги (там земля за последние 10 лет выросла в цене в 6-7, а местами и в 10-12 раз). Но в пределах 30-100% повышение стоимости произойти вполне может даже на таком значительном удалении от города. Ведь вблизи столь мощной обходной трассы неизбежно появится соответствующая инфраструктура: логистические центры, заправки, торговля, кафе и рестораны, автосервисы и т.д.

Так, стоимость земли в районе пока еще даже не начавшейся строиться скоростной платной автодороги (СПАД) Петербург-Москва уже повысилась на 30%, а местами в 4-5 раз (речь идет о Ленобласти). В Московской области эксперты также фиксируют увеличение цены земли вблизи будущей СПАД в разы, а в Новгородской и Тверской – на 10-50% практически по всей длине проектируемой трассы.

Текст: Павел Гинёв, Светлана Коваленко