В конце весны на продажу были выставлены домовладения примерно в 250 коттеджных поселках, при этом непроданными оставались около 70% объектов (около 13,5 тысячи домовладений). В большинстве проектов, вышедших в продажу перед кризисом или во время него, продажи еще не завершены. Причина проста: спрос в кризис сократился примерно в пять раз, а его восстановление происходит очень медленно. Сейчас по отношению к «золотому 2008-му» спрос ниже примерно в два раза. В то же время за последние два года на рынок вышел очень большой объем предложения – количество участков в продаже сегодня, пожалуй, более чем в два раза превышает предложение 2008 года. При этом второй квартал этого года не продемонстрировал того подъема покупательской активности, какой возник в 2010 году за счет отложенного спроса.

В большинстве заявленных примерно год назад пафосных поселков с коттеджами продажи стоят – собственники таких проектов постепенно «спускаются с небес», некоторые начинают продавать участки без подряда, чтобы хоть как-то вытащить деньги на продолжение строительства и зарплату сотрудникам. А покупатели продолжают отыскивать вожделенные варианты – «маленькие и по пять».
 
Достаточно велико число поселков, где сроки сдачи или завершения очередного этапа работ плавно сдвинулись с весны этого года на осень – в силу объема продаж, оказавшегося ниже запланированного. Таким образом, на рынке постоянно увеличивается не только количество предложения, но и число поселков, где полноценная жизнь начнется не ранее чем через три-пять лет – в лучшем случае.
 
Ценовая политика девелоперов неодинакова: некоторые в течение прошедшего полугодия поднимали цены, большинство сохраняют прошлогодний уровень, так как объективных причин для повышения цен загородный рынок не демонстрирует. Скорее, наоборот, ожесточившаяся конкуренция вынуждает понижать стоимость предложения, хотя многие девелоперы этого еще и не осознают.
 
Добавим к этому конкуренцию со стороны вторичного рынка, где такого обилия и разнообразия предложений не было, пожалуй, никогда. Причем продавцы «вторички» гораздо охотнее играют на понижение. Вторичные продажи идут, в том числе и в коттеджных поселках, находящихся в высокой стадии реализации. Это продажи двух типов.
 
В первом варианте люди пытаются продать относительно ликвидные активы, дома и участки, приобретенные до кризиса, с целью вернуть деньги. Второй тип сделок – посткризисные инвестиции. Эти инвесторы не скупают все подряд как раньше, когда считалось, что земля будет вечно расти в цене и навсегда останется ликвидным активом. Они тщательно выбирают проекты, оценивают не только природные красоты, но и перспективу развития местности, транспортную доступность, качество инженерной инфраструктуры, качество грунтов. Варианты для таких инвест-покупок еще только начинают выставляться на вторичную продажу, но в будущем станут представлять заметный интерес для покупателей.
 
Полную версию читайте в журнале «Бюллетень Недвижимости» № 1457 от 25 июля.
 

Текст: Алексей Резенков