– Здравствуйте, Марина Аркадьевна. Какие нарушения земельного законодательства наиболее характерны для Санкт-Петербурга?

– Первое место занимает самовольное занятие земельного участка. В основном такое нарушение допускают лица, осуществляющие розничную торговлю и общественное питание. За 2010 г. отделом государственного земельного контроля Управления выявлено 424 нарушения «Самовольное занятие земельного участка», 7 — «Уничтожение специальных знаков», 10 — «Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв».

В результате рассмотрения административных дел наложено штрафов на сумму около трех миллионов руб. По вопросам нарушений земельного законодательства обращаться необходимо в отдел государственного земельного контроля Управления Росреестра по Санкт-Петербургу находится по адресу: Суворовский пр., д. 62; тел: (812) 577-13-29.

– Мне прислали смс-сообщение, в котором утверждается, что за 9-10 тысяч я получу необходимые мне документы из Росреества вовремя. Получается то, что не в состоянии сделать руководитель ФРС, вполне по плечу кому-то другому?

– Описанный Вами случай не может не вызывать возмущения. Полагаю, что в таких случаях необходимо обращаться в правоохранительные органы. Дополнительно Вы можете обратиться на наш телефон доверия (812) 324-32-70 , а в данном конкретном случае, я готова принять Вас лично для рассмотрения конкретной ситуации и обращения в правоохранительные органы уже от имени Управления.

– Здравствуйте, я живу в Санкт-Петербурге, недавно приобрел жилье и столкнулся с такой проблемой: приём заявлений и документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по моему Приморскому району осуществляется на ул. Красного Текстильщика, д. 10-12 через «Единый центр документов». Для того, чтобы попасть на прием, необходимо взять талончик в автомате. Но талончиков ограниченное количество и выдаются они только на текущий день. И, для того, чтобы получить талончик, нужно занять очередь. Очередь люди начинают занимать за сутки, создают какие-то списки, дежурят с этими списками весь день и всю ночь, а потом с утра все становятся в очередь, согласно спискам, получают талончики, а потом ещё весь день стоят в очереди, чтобы сдать документы. В связи с этим образовалась целая толпа нахлебников, которые за сумму 3 тысячи рублей + доверенность 800 руб. отстоят очередь за Вас, сдадут документы, а потом их получат. Существует даже организация прямо там, на территории ЕЦД, которая якобы официально предоставляет такие услуги, заключает с Вами договор.

Мало того, по закону срок регистрации прав на недвижимость — 1 месяц, у нас задержки составляют от 4 до 6 месяцев от официального срока. И что самое неприятное, документы Вам выдадут тем числом, которым они должны были быть выданы! Опять таки существует много людей, которые предоставляют услуги по ускорению регистрации, стоит это удовольствие от 10 до 25 тыс. руб. за квартиру (коммерческая недвижимость значительно дороже). И это ты платишь только за то, чтобы тебе выдали документы в положенный срок или с минимальной задержкой 3 недели! Судиться с УФРС бесполезно, потратишь больше времени и денег. Пожалуйста, наведите порядок!

– Да, у нас есть очереди. Спрос на наши услуги колоссальный. Сокращение времени ожидания в очереди является нашей приоритетной задачей. Главным фактором задержек является недостаточное кадровое обеспечение, но, несмотря на это, мы применяем все доступные для нас методы интенсификации процесса приёма заявителей.

В первую очередь, активно работает и применяется программа предварительной подготовки данных (ИС ППД), программа, с помощью которой Вы можете самостоятельно подготовить заявление о государственной регистрации, которое поможет сократить время приёма документов со среднего в 20 минут, до 7-10 минут по одному пакету документов.

Второе, документы для госрегистрации можно направить и почтой, при этом, если регистрируются права по сделке, то она должна быть оформлена нотарильно, в этом случае и заявление о госрегистрации оформляется у нотариуса. Такой порядок подачи документов может быть очень актуален при оформлении прав на наследство, поскольку для получения свидетельства о праве на наследство необходимо обратиться к нотариусу, он же и может оформить заявление о госрегистрации и отправить его по почте.

Что касается центрального офиса Управления (на ул. Красного Текстильщика) то, как многие другие офисы Росреестра, он оснащен системой электронной очереди. Мы провели анализ работы данной системы, и выявили максимальную нагрузку для ежедневной работы, благодаря чему установили жесткую норму выдачи минимального количества талонов, в зависимости от типа очереди.

Например, на госрегистрацию ежедневно к нам обращается не менее 350 заявителей, получивших талоны, многие из которых предоставляют на регистрацию не один, а несколько пакетов для госрегистрации. Около 600 пакетов документов принимаются с помощью программы предварительной подготовки документов (ИС ППД). Мы принимаем всех кто получил в этот день талоны, если работа опережает график, либо кто-то из взявших талон не подошел к окну, то система выдаёт дополнительные талоны. Напоминаю, что среднее время приёма документов - 20 минут.

Кроме того у нас работает услуга предварительной записи, мы прорабатываем вопрос о введении предварительной записи через наш сайт. Во всех наших отделах, в том числе и в центральном офисе, типы очереди разделены на два основных потока: для тех, кто обращается к нам лично, без услуг посредников, и для тех, кто представляет интересы лиц, участвующих в сделке по доверенности.

В данном случае разнообразие и количество посредников, в том числе и профессиональных, нами никак не ограничивается и не может ограничиваться. Не секрет, что в Петербурге имеется немало фирм, основной деятельностью которых является посредничество в подаче документов в различные органы госвласти, в том числе и в наше Управление. Качество услуг и добросовестность этих фирм полностью в их ответственности. Выбор посредника и вообще выбор обращаться лично или нет, является прерогативой заявителя. Нами делается все возможное, чтобы любой заявитель мог обратиться к нам лично и получить госуслугу в полной мере, как это предусмотрено законом.

Дополнительно хочу сказать, что в ближайшей перспективе, к предоставлению госуслуги в части приема и выдачи документов будут привлечены бюджетные учреждения - Кадастровая палата и многофункциональные центры (МФЦ). И это не посредники, а госучреждения, которым законом будут переданы соответствующие полномочия.

– Пытался разобраться с информационной системой предварительной подготовки данных модуль оффлайн (ИС ППД), которая призвана как раз ускорять сроки регистрации. У меня так и не сложилась четкая картина, как ею пользоваться. Вопрос: где можно получить разъяснения или помощь, а может и пройти какие-то курсы по заполнению данных форм? Не ясно, ни как подаются эти данные, ни дальнейшее взаимодействие с вами по этому вопросу.

– Что касается ИС ППД, все ответы Вы можете найти в рубрике регистрации прав в соответствующем подразделе по адресу:
http://www.to78.rosreestr.ru/registr/system_pred_pod/

Если вкратце, то Вам необходимо сформировать пакет документов в электронном виде (заполнив поля ИСППД), а затем, предварительно записавшись на подачу документов, принести его на флеш-носителе в Управление. В центральном офисе (на ул. Красного Текстильщика 10-12) можно таким образом подать документы по всем районам города.

В соответствующем территориальном отделе у Вас примут документы по объекту, расположенному в данном районе. При необходимости Вы можете обратиться в Управление за консультацией по телефону Отдела контроля данных и предоставлению информации в электронном виде (812) 324-59-26, доб. 3219. Отмечу, что ИС ППД призвана ускорять не сроки регистрации в целом, а существенно уменьшить операционное время на приём документов.

– Неоднократно, получая электронную выписку из ЕГРП, я сталкивался с нежеланием принимать её, например, со стороны банков. Если же «электронно» заказать выписку с получением по почте, упираешься в нерасторопность Почты России, которая письмо между смежными районами города доставляет две недели. Когда я попробовал в заявке указать почтовый адрес Росреестра, чтобы получить выписку в «окошке», то получил отказ, подписанный предположительно Вами лично. Теперь собственно вопрос: почему нельзя заказать посредством Интернета выписку из ЕГРП с получением её на бумажном носителе непосредственно в органе государственной регистрации?

– Это очень актуальный вопрос для Росреестра. Не все организации быстро привыкают к электронным услугам госорганов. Знаю, что многие банки пока боятся принимать электронные выписки. Мы известили все банки, работающие на территории Санкт-Петербурга, о начале предоставления выписок в электронном виде. Многие из них заинтересовались и уже изучают это вопрос, проводят подготовку для приёма таково вида электронного документа. В начале августа у нас запланирован семинар в Ассоциации банков северо-запада по данной теме, и я очень надеюсь, что вскоре приём такого вида документов станет обыденным и исключит необходимость личного участия заявителя.

В настоящее время реализованы три способа получения выписки, в зависимости от отметки, поставленной вами при формировании запроса на портале: в электронном виде, по почте в виде бумажного документа, а так же лично обратившись в Управление (в виде бумажного документа). У нас эти документы выдаются в центральном аппарате в окне выдачи информации при указании номера заявления, который вы получаете в электронном виде.

– Когда прекратится игнорирование законодательства РФ со стороны вашего ведомства? Я имею в виду преступное нарушение сроков исполнения документов. У населения сложилось устойчивое мнение, что это делается планомерно, с целью увеличения коррупционной составляющей в ФРС. Как вы это прокомментируете?

– Действительно, Управление по Санкт-Петербургу последний год испытывает определенные сложности, не все документы выдаются в срок, установленный при приёме документов на госрегистрацию. В первую очередь это связано с кадровыми проблемами, которые испытывает управление. Мы настроены на то, чтобы принять максимально количество заявителей, но, к сожалению, существующими силами такой поток документов сложно обработать. Количество сдаваемых документов не просто не снижается, а постоянно растет, это касается объектов нового строительства и той же ипотеки.

Понимая это, Управление делает все возможное, чтобы оптимизировать свою работу и проводить все регистрационные действия в заявленные сроки. Мы работаем сверхурочно, в выходные дни, стараемся перераспределить работу между структурными подразделениями. Интенсивность нашей работы приближена к человеческому максимуму, при этом мы ждем тех, кто бы хотел и мог у нас работать - трудолюбивых и честных людей.

В 2011-м году мы провели два конкурса на замещение вакантных должностей и готовим провести следующий в конце августа. Напоминаю, что для того, чтобы стать государственным гражданским служащим, а именно этот статус требуется для работы в Управлении, необходимо пройти конкурс на замещение вакантной должности.

Полностью текст онлайн-конференцию с Марией Мельниковой можно прочитать здесь.

Текст: Ольга Мурашко