Комментарию особенностей регистрации в местах, ранее официально считавшимися непригодными для проживания, глава Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева посвятила львиную часть времени на своей пресс-конференции по итогам работы ведомства за последние полгода. Повод для этого, безусловно, был, ведь Конституционный Суд (КС) признал противоречащим Основному закону положение, запрещающее регистрацию в дачных домах на садовых участках земель сельхозназначения, буквально 10 дней назад.
Напомним, 30 июня Конституционный суд указал, что запрет на регистрацию по месту фактического проживания не должен приводить к ограничению прав граждан и провоцировать их на нарушение закона. А, следовательно, органы регистрационного учета должны регистрировать граждан независимо от места нахождения пригодного для постоянного проживания жилья.
Собственно, с этим Елена Дунаева и не спорила, а лишь указала, что путь к заветному штампу будет совсем не близким. Для начала желающему зарегистрироваться в своем «домике в деревне» необходимо подать соответствующее заявление в суд. Он должен через процедуру, официально именуемую как «установление юридического факта», признать дом пригодным для постоянного проживания. «Это займет приблизительно два месяца. При этом большая часть домов в садоводствах и так вполне соответствуют требуемым критериям, так что требуется лишь закрепить это документально. После этого ПИБ определяет адрес дома, а глава муниципального образования выносит решение его присвоить. Это вполне может быть, например, садоводство «Солнышко», дорожка 15, участок 2. И именно его мы обязаны будем внести в паспорт заявителя», — подчеркнула руководитель УФМС.
Однако этим все выгоды полноценного садовода и заканчиваются. Поскольку вслед за этим регистрационный орган должен внести новый адрес гражданина в банк данных, которым пользуются все госорганы. Это база населения формируется на основе эталонного базового справочника, который, в свою очередь, заполняется с учетом Реестра объектов городской недвижимости (для Петербурга) и закона Ленобласти об административно-территориальном делении (с соответствующим перечнем).
Все это юридическое нагромождение с трудом поддается изменениям. Во всяком случае, вносить туда поправки по каждому судебному иску вряд ли представляется возможным. «Наверное, будет такое решение исправлять ситуацию сообща и пополнять соответствующие реестры хотя бы раз в год. Но пока его нет», — констатировала Елена Дунаева. Для вновь зарегистрированного гражданина такое положение вещей не слишком выгодно, например, тем, что он не сможет получить ни одной муниципальной услуги: получать выписки, справки и другие важные документы, будут проблемы с детскими садами, школами и медицинским обслуживанием.
Зато УФМС уже в конце года порадует россиян и в первую очередь петербуржцев новыми паспортами. Причем как внутренними, так и заграничными. Уже с 1 июля все вновь выдаваемые документы будут иметь машиносчитываемую магнитную полосу. А в чип «загранника» уже с декабря будут вносить отпечатки пальцев его владельца (разумеется, в электронном виде) и именно Петербург станет пилотным проектом. Как считают в Москве, такая мера позволит нашей стране приблизиться к соглашению о безвизовом перемещении россиян в страны Европейского союза.