Арбитражный суд Петербурга и области отказал в иске Дирекции по строительству транспортного обхода (ДСТО) к ЗАО «ПО «Возрождение», которое строило участок Кольцевой автодороги от Приозерского шоссе до автомобильной дороги «Россия». Ведомство обвинило компанию в том, что она не выполнила своих гарантийных обязательств: отказалась устранять образовавшиеся на построенном участке колеи. Как выяснилось, технологию работ фирма не нарушала.

На контроле
Скандал с колеями на Кольцевой автодороге начался в ноябре прошлого года. Проезжая по КАД, премьер-министр Владимир Путин заявил о том, что «качество дорожного покрытия обеспечено далеко не везде» и что эту ситуацию «надо взять под контроль». Реакция была незамедлительной – сначала ДСТО потребовала от подрядчиков устранить неровности по гарантии. Компании отказались и заявили, что колеи образовались из-за слишком высоких транспортных нагрузок. Тем не менее, выбоины залатали за счет бюджетных средств – на эти цели потратили почти 220 млн руб., которые затем планировали все-таки получить с подрядчиков. И в начале этого года ДСТО подала несколько исков к компаниям, которые и строили злополучные участки. С ЗАО «ПО «Возрождение» потребовали 144,8 млн, с ООО «НПО «Космос» — 65,7 млн, с ОАО «Мостотряд–19» — 4 млн.

Разбирательства шли почти полгода. Юристы подрядных организаций заявляли о том, что полностью выполняли все требования нормативной документации и строили кольцевую автодорогу по правилам. Как рассказывал юрист НПО «Космос» Андрей Коновалов, пропускная способность участка кольцевой, который строила его компания, по проекту составляла около 7 тыс. автомобилей в сутки. В то время как сейчас этот показатель доходит до 200 тыс. машин. Аналогичных мнений придерживались и представители других компаний, с которыми пыталась судиться ДСТО. Адвокаты фирм заявляли, что на КАДе не соблюдается скоростной режим – вместо положенных 110 км/ч автомобилисты «гоняют» как минимум 150 км/ч. А в «Возрождении» и вовсе заявили, что ответственность за устранение колеи лежит на эксплуатирующей организации.

Судебные дела с самого начала начали складываться не в пользу ДСТО. Весной арбитраж отказал дирекции в иске к ОАО «Мостоотряд-19», которое выступало генподрядчиком строительства Вантового моста. Как выяснил суд, провести экспертизу недоделок невозможно. К тому же, гарантийные сроки на проведенные «Мостоотрядом-19» работы давно истекли.

По самому крупному иску – к ПО «Возрождение» — все же решили назначить экспертизу. На днях стали известны ее результаты.

Двести раз ниже нуля
Как выяснили эксперты, интенсивность движения по возведенному «Возрождением» участку превышает допустимые значения на 90%. При этом, как посчитал суд, обязанность правильной эксплуатации кольцевой автодороги возложена на ДСТО, а значит, дирекция неправильно эксплуатировала КАД. Этот факт, как сказано в мотивировочной части решения арбитражного суда, «освобождает подрядчика от ответственности за дефекты, выявленные в период гарантийного срока».

В заключении компании «Петербург-Дорсервис», которая является головным институтом по разработке инженерного проекта КАД, указано, что колеи образовались из-за активного использования шипованной резины. «В крайней левой полосе износ составляет 19 мм. При этом за четыре сезона от использования шипованной резины нормальный износ должен был составлять не менее 76 мм», — заявили специалисты института.

Свои выводы представило и ООО «ЛенИнвест»: в их отчете сказано, что колеи образовались из-за естественного износа, который, в свою очередь, обусловлен высокой интенсивностью движения. Эти выводы подтвердил и НИИ «Севзапинжтехнология», в котором заявили, что дорога начала разрушаться еще и потому, что температура в Петербурге переходит через ноль градусов почти двести раз в году. К тому же, на состояние дорожного полотна влияют противогололедные материалы – причем, как сказано в заключении, самым «агрессивным образом».

Таким образом, как выяснил суд, дефекты дорожного полотна являют собой результат его нормального износа. А учитывая, что ДСТО так и не представила доказательств должного ухода за дорогой, в иске к «Возрождению» ведомству отказали.

Теперь руководству ДСТО придется держать ответ перед Счетной палатой РФ, которая еще в марте начала проверку по факту устранения недоделок на КАД за счет бюджетных средств. Впрочем, теперь у дирекции есть весомый аргумент. Суд фактически подтвердил, что кольцевую автодорогу строили в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Теперь претензии придется предъявлять разве что петербургским автомобилистам да небесной канцелярии.

 

Текст: Сергей Бардин