Новые поправки вступили в силу в начале июня этого года. Новшеством стало появление специальной государственной структуры, в обязанности которой вменяется следить за соблюдением законности в управлении многоквартирным домом, а также надзор за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда. Правда, пока неясно, будет создана новая структура или эти функции передадут Жилищной инспекции. Ведомство также будет вправе проверять обоснованность создания ТСЖ, законность их уставов, избрания их руководителей. Более того, до 1 марта 2013 года должна быть проверена легитимность создания всех уже существующих ТСЖ и избрания управляющих компаний.
Кроме того, вступившие в силу поправки запрещают строительным компаниям создавать ТСЖ на стадии строительства объекта. При этом до момента, пока собственники помещений в новых домах не выбрали способ управления, за домом будет следить управляющая компания, выигравшая открытый муниципальный конкурс. Также поправки упрощают собственникам выход из ТСЖ, которые объединяют собственников сразу нескольких домов. Для этого будет достаточно решения собрания одного ТСЖ в конкретном взятом доме, а не всего многодомного ТСЖ. Ранее при квартальной застройке девелопер предпочитал создавать одно ТСЖ на весь микрорайон, чем заниматься созданием товариществ в каждом конкретном доме.
Остается добавить, что инспекция будет следить за соблюдением законности не только со стороны ТСЖ и УК, но со стороны собственников квартир, а также разрешать спорные вопросы, по которым ранее приходилось обращаться в суд.
Самим собственникам позволено создавать не только ТСЖ, но и избирать в них новый орган — Совет дома. Во-первых, это упрощает членам действующих ТСЖ текущую работу — оформлять акты выполненных работ; общаться с коммунальными службами. Члены Совета также смогут представлять в суде интересы собственников помещений. Более того, Совет может работать в доме, где еще не создано ТСЖ, но уже существует инициативная группа, которая через новый орган участвует в управлении многоквартирным домом.
Эксперты признают, что принятые поправки не решают всех существующих проблем и имеют свои недостатки. По словам депутата Госдумы, председателя комитета по собственности Виктора Плескачевского, новый закон не отражает всех потребностей, которые нужны для развития в России ТСЖ и управляющих компаний. Начальник управления жилищного комитета Администрации Петербурга Денис Шабуров также считает, что закон недостаточно хорош. «Изначально поправки в жилищный кодекс носили целостный характер, так как их писали профессионалы. По мере прохождения закона в последующих чтениях все эти поправки исчезали из закона», — подытожил он.
Эксперты отмечают, что за рамками остались вопросы создания саморегулируемых организаций управляющих компаний. Этот вопрос вынесен из Жилищного кодекса и будет рассмотрен отдельно. Также закон не отвечает на вопросы о порядке аккумулирования средств на проведение капитальных ремонтов в многоквартирных домах и многие другие, говорят эксперты.
Часть этих проблем будет решаться с помощью новых поправок в Кодекс. Так, по поручению президента России готовится отдельный законопроект, регулирующий накопление и расходование средств на капремонт. Кроме этого, в Госдуме ждет рассмотрения законопроект, касающийся процедуры передачи технической документации на многоквартирный дом при смене УК.