Концепция развития надземного транспорта до 2025 года предусматривает, в первую очередь, эволюцию обычного трамвая до скоростного (правда, что это такое, похоже, в городе представляют немногие), причем в таких масштабах, в каких электрический транспорт не внедряли уже лет 30. Скорее, наоборот, начиная с 1996 года, протяженность трамвайных путей в городе сократилась ровно вдвое. Теперь же власти явно вознамерились компенсировать этот шаг назад двумя вперед.
Дорог должно на всех хватить
Программа предполагает создание к 2025 году 82 выделенных полос для движения трамваев. Причем первые такие линии появятся уже в текущем году: на Кронверкском проспекте и Среднем проспекте В.О. легкорельс соединит сразу три станции метро, расположенные на разных линиях: «Горьковскую», «Спортивную» и «Василеостровскую». Вторая линия появится на Садовой улице на участке от площади Репина до Сенной с перспективой продления до Летнего сада.
Еще по 41 совмещенной «выделенке» помимо трамваев будут ходить еще и автобусы (как сейчас на Лиговском проспекте). Кроме того 42 полосы отдадут специально для них. При этом к 2025 году на 40% увеличится количество маршрутов общественного транспорта, а время ожидания трамваем и автобусов на остановках не превысит, по данным председателя городского Комитета по транспорту Станислава Попова, 10 минут. В целом интервалы сократятся на 25%.
Напомним, что через 4 года новый скоростной вид транспорта должен получить строящийся жилой комплекс «Балтийская жемчужина», Стрельна и жилые кварталы в Сосновой поляне. К этому же времени должна будет уже два года работать линия легкорельсового скоростного трамвая от Московского вокзала до Пулково. Крупным транспортным узлом на северо-западе планируется сделать станцию метро «Старая деревня». Здесь будут сходиться сразу несколько ныне разрозненных трамвайных линии. Будет проложена новая – до небоскреба «Газпрома» в Лахте и даже за него – в Конную Лахту, где «Главстрой-СПб» собирается строить жилой комплекс (а точнее целый микрорайон) «Юнтолово».
В более отдаленной перспективе свой скоростной трамвай должны получить жители Колпино, а также Сертолово. Троллейбусы, в свою очередь, будут использованы на тех маршрутах, где нет трамвайных путей. Однако количество маршрутов к 2015 году будет снижено почти вдвое: с нынешних 44 до 27.
Кстати, в планах (правда, пока лишь предварительных) есть и прокладка трамвайной линии по эстакаде через Крестовский и Елагины острова. «Там один из вариантов обслуживание Крестовского острова по Елагину острову. Насквозь, с конечной остановкой «Старая Деревня». Мы рассматривает это как экологический вид транспорта, который может решить проблему транспортной доступности на этой территории», — подчеркнул Попов. Вероятно, трамвайные линии пройдут по эстакадам Западного скоростного диаметра, хотя это пока лишь одна из идей.
Отметим, что объем финансирования утвержденной программы, по мнению Комитета по транспорту, должен быть никак не меньше 10 млрд руб. ежегодно, начиная буквально со следующего года. Это в три раза меньше, чем по аналогичному документу в отношении метрополитена, так же утвержденному официально 28 июня. Итого, до 2025 года городу потребуется вложить в наземную транспортную инфраструктуру не менее 150 млрд руб. При этом рассчитывать на помощь Москвы, в отличие от финансирования строительства подземки, Смольному вряд ли стоит рассчитывать.
Всем не угодишь
Впрочем, несмотря на столь грандиозные планы Смольного, предложенной и утвержденной схемой развития наземного транспорта остались довольны отнюдь не все. Среди представителей районных властей на заседании городского правительства начали раздаваться недовольные реплики, связанные с тем, что некоторые районы якобы «обделили» трамваями.
Глава Невского района Сергей Ситдиков напомнил, что со следующего года начинается реновация квартала Петрославянка и планируется, что в районе до 2019 года появится новое жилье для 20 тыс. горожан. «И ни в одной из программ ни по трамваям, ни по троллейбусам Колпино не просматривается», — констатировал он. По словам Станислава Попова, в Колпино планируется проложить две линии легкорельсового транспорта: одна по Софийскому, одна вдоль Невы.
Глава Пушкинского района Игорь Пахоруков обеспокоился будущим района Славянка, в котором уже в следующем году будет введено 1 млн 200 кв. м жилья. «Понятно, что период заселения у нас растянут. Но он займет максимум года два. Население только этого района вырастет до 45 тыс. человек. И ничего опять не предусмотрено. То же происходит и с Шушарами, ведь там есть не только промзона, но и жилая часть. С учетом вводимых зданий население увеличится с 17 тыс. до 30 тыс. У нас уже перегруз. Нам не хватает ни социального транспорта, ни коммерческого», — посетовал он.
На это Попов заявил, что ситуация с развитием Пушкинского района в плане транспортной инфраструктуры, за исключением легкорельсового транспорта, вообще ранее никогда не рассматривалась даже с точки зрения Генплана. «Здесь необходимо говорить о комплексном задействовании инфраструктуры железнодорожного транспорта. Железнодорожная ветка на Пушкин и Павловск одна из самых эффективных. Мы, безусловно, организуем движение автобусов в Славянке. Но вообще по обслуживанию данного района надо провести совещание», — сообщил он.
Практически аналогичный вопрос возник и по Осиновой Роще. Во втором полугодии этого года там ожидается завершение строительства 49 многоэтажных домов для военнослужащих. Между тем, уже сейчас в районе наблюдаются массовые пробки, которые образуются в том числе из-за поста ГИБДД.
Не меньше вопросов нашлось у главы Красносельского района Владислава Петрова по Юго-Западу города. «Юго-Запад — это сегодня площадка активной застройки. Он в буквальном смысле этого слова «оживает». Но и в этой программе, и в программе по метрополитену видна значительная сдвижка по времени. Метро «Казаковская» сдвигается на 2020 год, «Брестская» еще дальше. А «Балтийская жемчужина» отнесена на 2025 год. Юго-Запад и по скоростному трамваю не первый кандидат на очереди. У нас уже есть большие транспортные проблемы, а их будет еще больше. Та же ситуация и с Красным селом, в котором 65 тыс. жителей», — отметил он. На это заявление главе Комитета по транспорту не оставалась ничего другого как признать, что темпы развития транспорта серьезно отстают от темпов застройки таких пригородных районов.
Берлинский опыт
В свою очередь вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский заявил, что по пригородам города надо эффективно взаимодействовать с железной дорогой. «Такая инфраструктура у нас существует, и пытаться ее дублировать нецелесообразно», — подытожил он.
Собственно, такое предложение совсем не ново. В Смольном и до этого сетовали на то, что большинство населенных пунктов, находящихся вблизи мегаполиса, и так расположены рядом с железнодорожными путями. И дублировать их другими рельсами далеко не всегда эффективно. Другое дело, что железнодорожный транспорт пока не интегрирован в городскую транспортную систему.
Возможно, подсказать, как это можно сделать быстро и эффективно, чиновникам помог визит в Берлин в феврале нынешнего года. Там Станислав Попов и вице-губернатор Юрий Молчанов, курирующий транспортный блок, изучали опыт работы Центра управления общественным транспортом S-Bahn Berlin. Как известно, общественный транспорт немецкой столицы считается одним из самых образцовых в мире. И пригородные электрички там играют роль городского общественного транспорта, тесно интегрируясь с метрополитеном.