Первые сведения об уточнении (хотя, скорее, здесь уместнее говорить о серьезном реформировании) собственной концепции развития метро трехлетней давности появились в начале июня, когда в Смольном прошло совещание с участием первых лиц города и проектировщика – ОАО «Ленметрогипротранс».
Теперь документ стал официальной программой, и метростроители и проектировщики обязаны работать исключительно в соответствии с ней. Но для этого им придется поторопиться. Если стремление властей как можно быстрее довести Фрунзенский радиус до Шушар до 2015 года сюрпризом не стало («Бухарестскую» и «Международную» и так достроят в следующем году, а по «Проспекту Славы», «Дунайской» и «Южной» уже существуют проекты, да и строительную технику далеко перегонять не нужно), то форсирование строительства «Театральной» (сейчас ее проектируют, а первоначально планировали открыть лишь в 2017 году) и особенно «Большого проспекта» (ее проектировать и вовсе еще не начинали) горожан, скорее всего, изрядно удивило, хотя и приятно.
Таким образом, вместе с «Адмиралтейской», которую запустят в эксплуатацию в конце текущего года, уже к 2015 году в Петербурге станет на 7 новых станций метро больше («Южную» вместе с депо откроют на несколько лет позже). Плюс второй выход со «Спортивной» на Васильевский остров (2014 год), а также надземный вестибюль станции «Спасская» (2013 год). Заметим, что в последнюю десятилетку ежегодно в Петербурге вводили лишь по одной станции метро. Учитывая то, что на развитие самого популярного вида транспорта в последние годы не выделяли из бюджета даже 10 млрд руб., это совсем неудивительно. Для сравнения: в Москве в 2010 году потратили на метро 55 млрд руб. Поэтому новые станции там открывается едва ли не ежеквартально.
Раньше срока
Следующий этап – 2016-2020 годы – предполагает второй прорыв метро в Ленобласть (пока единственная станция на территории региона – «Девяткино»), а именно – в Кудрово, которое в настоящее является фактически огромной стройплощадкой. Неизменными по сравнению с предыдущей редакцией концепции остались планы относительно создания Красносельско-Калининской линии от «Обводного канала» до «Казаковской» на Юго-Западе Петербурга. А вот продление Правобережной линии до «Морского фасада» - это идея относительно недавняя. Так же как и продление Невско-Василеостровской линии до будущего зоопарка в Юнтолово и соединение ее с «Коменданским проспектом».
Однако открытие станции на Шуваловском проспекте, а также участок Комендантский проспект – Зоопарк может быть готов еще раньше – к 2015 году. «Благодаря принятым решениям мы сможем начать ее проектирование уже в текущем году, что позволит ввести ее к 2015 году, а не к 2017-му. Введение этой станции разгрузит станцию метро «Комендантский проспект», которая в настоящее время является одной из самых востребованных», - пояснил председатель городского комитета по транспорту Станислав Попов.
Различие с первоначально презентованной три недели назад схемой состоит, ко всему прочему, и в том, что городское правительство захотело увидеть к 2017 году даже не одну, а две новых станции, территориально расположенные в области (хотя, конечно, не исключено, что к тому времени оба региона будут составлять одно целое). Станция «Янино» и, соответственно, новая линия от «Площади Восстания» через Ржевку в этот поселок (где уже проживает более 50 тыс. жителей) теперь, по планам Смольного, должны появиться к столетию октябрьского восстания, а не к 2025 году.
Правда, Станислав Попов отметил, что прорыв метро в Ленобласть пока в перспективный план развития подземки не включен, но это может быть сделано в самое ближайшее время. Для этого его необходимо согласовать с представителями соответствующих ведомств соседнего региона. В частности, для того чтобы зарезервировать земли не только для самих станций, но и для депо. Мера эта отнюдь не лишняя, ведь, как говорил глава «Ленметрогипротранса» Владимир Маслак, та территория, на которой ещё 10 лет назад хотели построить станцию «Кудрово», сегодня занята автомобильной развязкой из-за того, что ее вовремя не зарезервировали метростроевцы.
Наконец, последние, реально привязанные к конкретному времени, станции появятся в 2020-2025 году. Это, прежде всего, строительство новой ветки от «Знаменской» до Пискаревки. А также рождение двух чрезвычайно важных не только с транспортной, но и с имиджевой точки зрения станций возле стадиона на Крестовском острове и будущего небоскреба «Газпрома» в Конной Лахте.
Метро до пригорода доведет
Дальнейшие перспективы в концепции туманно обозначены как линии «планируемые к вводу после 2025 года», то есть устремляются в бесконечность. Да и выглядят, признаться, очень фантастично. Например, продление «красной» ветки метро от «Проспекта Ветеранов» через Ульянку до аэропорта «Пулково» выглядит таковым по той простой причине, что перегон между «Ульянкой» и «Пулково» превысит 5 км, а промежуточную станцию строить в чистом поле совершенно нецелесообразно (сейчас рекордный перегон – 3,7 км между «Площадью Александра Невского» и «Елизаровской»). Кстати, именно по этой причине в «Ленметрогипротрансе» сочли бессмысленным тянуть подземку до ближайших пригородов, в частности, Пушкина и Петергофа: перегоны получались чрезмерно длинными, а строительство промежуточных станций слишком дорогим удовольствием и к тому же бессмысленным.
Правда, Станислав Попов обмолвился, что полностью от этих планов Смольный все же не отказался. «Развитие метрополитена в Пушкине, Павловске возможно, но это уже далеко до 2025 год. Но здесь надо говорить о том, что по экономическим соображениям строительство метро здесь малоэффективно», - признал он.
Глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин отметил, что новая схема, безусловно, требует больших затрат, но это единственный способ решить транспортную проблему города. «Схема охватывает все основные районы массовой застройки в городе и уже сложившиеся спальные районы. Это наиболее оптимальная схема», - подчеркнул он.
В Смольном также настаивают, что районы, куда метро придет в первую очередь, выбирались не просто так, а с учетом имеющихся в городе как минимум 12 «депрессивных зон», где темпы застройки жильем существенно обгоняют скорость строительства метро. В этих районах проживает, по подсчетам Комитета по транспорту, до 30% жителей Петербурга. Сейчас же в зоне пешеходной доступности от метро (то есть на расстоянии до 1 км) проживает 1,9 млн петербуржцев из 5 млн, то есть примерно 40%.
В свою очередь, директор «НИПИ Град» Михаил Петрович подчеркнул, что проектировщики схемы рассматривали сеть метрополитена не только как обслуживающий элемент города, но и формирующий. «Мы говорим об отставании, но мы видим и направления развития сети метрополитена, которые могут улучшить инвестиционную привлекательность периферийных районов города. Это Купчино, это Юго-Запад, это Северо-Запад. Но на схеме есть и не только периферийные районы города, но и центр. Везде, куда приходит метрополитен инвестиционная привлекательность территорий возрастает», - рассказал он.
Без Москвы никак
Станислав Попов также отметил, что необходимый объем финансирования для реализации озвученных планов, составляет порядка 30 млрд руб. в год. Между тем, в 2011 году на строительство метро в бюджете Петербурга предусмотрено лишь 10 млрд. На 2012 год подана заявка на выделение на эти цели 18 млрд руб., а на 2013 год – 28-30 млрд. Рассчитывать Смольному в этих условиях приходится разве что на федеральный бюджет. Идеальным финансированием Комитет по транспорту считает такое: 50% выделяет Москва, по 25% бюджеты города и области (для тех станций, которые построят на территории 47-го региона).
Нетрудно подсчитать, что на осуществление грандиозных планов чиновников необходимо будет за 15 лет потратить в общей сложности 450 млрд руб. Впрочем, цифра не выглядит столь уж фантастичной, если сравнить ее со столичными инвестициями: московское правительство намерено всего за три (!) года вложить в развитие своего метрополитена 331 млрд руб.
Впрочем, есть у чиновников и альтернативный вариант. Напомним, что буквально на днях Минтранс опубликовал проект закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который позволит осуществлять перевозки под землей негосударственным компаниям. В министерстве рассчитывают, что тем самым можно будет привлечь средства частных инвесторов и строить подземку быстрее.
Схема развития метрополитена в Петербурге на 2011-2015 годы с перспективой до 2025 года
Источник: Правительство Петербурга