Проект развития скоростного легкорельсового транспорта (того, что горожанам гораздо привычнее называть просто трамвай) будет приниматься городским правительством в одном пакете с аналогичной схемой развития метрополитена. По словам пресс-секретаря ГУП «Горэлектротранс» Владимира Федорова, произойдет это до конца лета. Проектирование новых трамвайных линий было выполнено по заказу госпредприятия на автодорожном факультете Государственного архитектурно-строительного университета.
«На самом деле это уже вторая редакция концепции. Первая была сделана там же в 2007 году, но тогда ее в Смольном не приняли. Так что нынешний вариант – это просто перевоплощение тех идей с существенными доработками», — пояснил Федоров.
Как и перспективная схема развития петербургской подземки, концепция по скоростному трамваю обсуждалась на совещании с участием вице-губернатора Юрия Молчанова 3 июня и, в целом, нашла положительный отклик. Прокладку выделенных линий (как только для трамвая, так и для совместного использования с автобусами) планируется начать уже в этом году и к 2015 году завершить первый этап возрождения трамвайного движения (еще в середине 1990-х годов Петербург по протяженности рельсов занимал первое место в мире, но затем свои позиции растерял). Второй этап рассчитан на 2015-2025 годы.
Так, уже через 4 года новый скоростной вид транспорта должен получить строящийся жилой комплекс «Балтийская жемчужина», Стрельна и жилые кварталы в Сосновой поляне. К этому же времени должна будет уже два года работать линия легкорельсового скоростного трамвая от Московского вокзала до Пулково. Крупным транспортным узлом на северо-западе планируется сделать станцию метро «Старая деревня». Здесь будут сходиться сразу несколько ныне разрозненных трамвайных линии. Будет проложена новая – до небоскреба «Газпрома» в Лахте и даже за него – в Конную Лахту, где «Главстрой-СПб» собирается строить жилой комплекс (а точнее целый микрорайон) «Юнтолово». Таким образом скоростной трамвай в районе массовой застройки должен появиться еще до полного окончания реализации этого масштабного проекта (он запланирован на 2017 год).
На севере новые трамвайные линии протянутся до Парнаса. Там тот же «Главстрой» строит комплекс «Северная долина» и хотя рядом есть пока не слишком загруженная станция метро «Парнас», но с увеличением количества жителей в микрорайоне ее одной будет явно не хватать. На западе Петербурга наконец-то смогут чуть меньше чувствовать себя «медвежьим углом» жители Ржевки – их соединят скоростной веткой не только с ближайшей станцией метро «Ладожская» (ее начнут строить уже в следующем году), но и с Финляндским вокзалом. Жителей Рыбацкого порадуют возможностью за 15 минут добраться до площади Восстания или напрямую за то же время оказаться на правом берегу в районе улицы Дыбенко и проспекта Большевиков. И, наконец, будут восстановлены три маршрута в центре города. Подробнее с перспективными маршрутами можно ознакомиться на схеме №1.
Схема №1: Перспективное развитие скоростного трамвая в Петербурге к 2015 году
В более отдаленной перспективе свой скоростной трамвай должны получить и жители Колпино. Но не раньше 2025 года. Вообще, схема №2 в сегодняшних реалиях выглядит довольно фантастично. К этому времени все трамвайные линии города должны фактически объединиться в единую сеть (как и метро), все разрывы останутся в прошлом. То же Юнтолово будут окружать скоростные ветки с севера и юга. Трамвайным сообщением будет обеспечен уже готовый (надеемся) к тому времени стадион «Зенита» на Крестовском острове – оно будет связывать арену как с Васильевским островом, так и с Приморским районом. Кроме того, появятся южное полукольцо, по которому можно будет проехать от завода «Северная верфь» прямо до правого берега Невы, а также в центр города.
Схема №2: Перспективное развитие скоростного трамвая в Петербурге к 2025 году
Однако и этим грандиозные планы «Горэлектротранса» не ограничиваются. Планируется, помимо собственно трамвайных линий, создать целую сеть выделенных полос для городского пассажирского транспорта. Например, предусмотрено кольцевая выделенная линия для троллейбусов и трамваев с юго-запада на Васильевский остров через проспект Славы, улицу Дыбенко, Пискаревку и Петроградскую сторону. Перспективную схему можно увидеть на схеме №3.
Схема №3: Перспективное развитие выделенных полос для общественного траспорта в Петербурге