Согласно законопроекту «О порядке принятия решения об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения», основанием для передачи памятников муниципалам станет историко-культурная экспертиза. Она должна быть согласована с КГИОП и Советом по сохранению культурного наследия Петербурга. После принятия решения вся процедура должна занять 10 дней.
Городские власти также будут обязаны уведомить о передаче памятника федеральный центр. Вступить в силу закон должен после официального опубликования. Он уже получил одобрение комитета по законодательству горпаламента.
В настоящее время, по данным КГИОП, в Петербурге насчитывается около 7,5 тыс. охраняемых государством зданий-памятников. Из них 2,5 тыс.– памятники регионального значения. В муниципальном ведении памятников пока нет. Примечательно, что хотя по федеральному закону об организации местного самоуправления (МСУ) в России, сохранение и использование объектов культурного наследие входит в полномочия муниципалом, в городском законе об основах местного самоуправления такие права не прописаны. А соответственно, муниципалитетом не выделяются деньги из бюджета на памятники.
С отсутствием таких законодательно закрепленных полномочий за муниципалами и отсутствием финансирования со стороны бюджета деятельности местных охранных структур и связывают опасения большинство опрошенных БН.ру экспертов.
Депутат горпаламента Алексей Ковалев никаких особенных «подводных камней» в законопроекте не видит. «Согласно федеральному законодательству порядок охраны памятников муниципального значения такой же строгий, как и для объектов региональных объектов. И памятники при снижении статусности не пострадают», - уверен он. Он подтверждает, что возможность передачи памятников муниципалам прописана также в федеральном законодательстве, однако процедура осуществления таких действий разработана до сих пор не была.
«Этим законом она и вводится в правое поле. Я вообще считаю, что у Петербурга достаточно много памятников регионального значения, которые могли бы быть переданы на местный уровень. Речь идет об объектах в пригородах: в Пушкине, в Павловске, в Зелегорске. Там местные власти вполне могли бы взять их на себя и под охрану местного сообщества. Другое дело в том, что закон не будет работать в должной мере, если муниципалам не разрешат организовывать работу местных структур при охране памятников при администрациях муниципальных образований и не выделят на это соответствующего финансирования из горбюджета. Если этого не произойдет, то за все по-прежнему будет фактически отвечать КГИОП, и все остается только на бумаге», — считает он.
Глава Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов также уверен, что сама по себе четкая и понятная процедура передачи памятников из одной категории в другую важна и нужна, но не более того. «Другое дело в том, что само федеральное законодательство довольно нечетко поясняет принципы разграничения памятников на федеральные, региональные и муниципальные. Несмотря на одинаковый статус охраны, они финансируются из различных источников. Таким образом, памятники оказываются как бы разграничены на первую, вторую и третью категорию важности. Хотя на деле режим охраны один и тот же. И в этой связи действительно, вызывает некоторое недопонимание, зачем такой документ нужен и чем он еще может обернуться», — говорит он.
В свою очередь, депутат ЗакС Сергей Малков считает законопроект «фикцией, без реальной передачи полномочий муниципалитетам и денег под их исполнение». «В той формулировке, в которой документ представлен сейчас , не исключено, что он приведет к тому, что органы МСУ попытаются избавиться от таких объектов, которые приносят только расходы, и быстро передадут их инвесторам в аренду. Или за зданиями никто не будет осуществлять должного контроля и надзора, они будут просто ветшать, а потом внезапно станут аварийными и пойдут под снос», — поясняет он.
Напомним, что городские власти не раз заявляли о том, что в Петербурге у каждого памятника должен появиться частный владелец или арендатор, с тем, что он, а не государство оплачивало их содержание.