6 июня Министерством культуры РФ принят полный комплект документов, необходимых для включения в государственный реестр ансамбля Василеостровского трамвайного парка в качестве памятника федерального значения. Об этом сообщили в петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников культуры и искусства (ВООПИК).

Впрочем, окончательное решение о признание трампарка на Васильевском острове памятником должно принять федеральное правительство (и совершенно не факт, что это действительно случится). Тем временем снос части инфраструктуры на его территории начался как раз 6 июня – рабочие приступили к демонтажу контактной сети и оборудования.

Напомним, что к 2015 году ЗАО «Инвест-строй», аффилированное с венгерским девелопером TriGranit, собиралось построить на участке в 7,8 га, ограниченном Средним и Малым проспектами и 19-й и 24-й линиями В.О., концертного зала на 1500-1800 мест, выставочного комплекса (около 5300 кв. м), зала для проведения мероприятий (не менее 8500 кв. м), конференц-блока для проведения конгрессов и форумов (18000 кв. м), а также телевизионного комплекса и парковки на 750-900 мест.
 
При этом по условию соглашения со Смольным, венгры должны были сохранить часть вспомогательных сооружений ГУП «Горэлектротранс», а также трамвайный музей. Более того, доход TriGranit, инвестирующий в проект порядка 9,5 млрд руб., намеревается извлекать из коммерческой недвижимости. Окупиться затраты должны будут в течение 11 лет, а если этого не произойдет, в соответствие с соглашение о ГЧП со Смольным, недостающие средства должен будет вернуть город.
 
Отметим, что первоначально экспертиза КГИОП показала, что сохранению в неизменном виде подлежат лишь половина трех старых зданий депо, а остальное инвестор вполне может сносить. Правда, искусствовед и бывший зампред КГИОП Борис Кириков усомнился в неангажированности проверки. После этого ВООПИК инициировало альтернативную госэкспертизу, которая показала, что «предметом охраны, в частности, отнесены градостроительная роль объекта и его функциональное назначение; планировочная структура, включающая 11 объектов недвижимости; объемно-пространственные композиции каждого из зданий, высотные отметки крыш, конструктивные особенности трамвайных депо и их фасадные решения, в том числе рисунок оконных и дверных проемов и даже рамы с исторической расстекловкой».  Правда, какая из двух экспертиз «главнее», пока совершенно непонятно.
 
В обществе по охране памятников полагают, что несмотря на отсутствие окончательного решения о включении трампарка на Васильевском острове в разряд памятников федерального значения, никаких работ по демонтажу на этой территории нельзя производить уже сейчас. При этом они ссылаются на п.4 ст.52 ФЗ № 73, который гласит, что на территории выявленного объекта культурного наследия (а именно к ним относится бывший трампарк) нельзя вести любые проектные, земляные, строительные и прочие работы без согласования с государственными органами охраны.
 
Об этом ВООПИК поспешила письменно уведомить прокурора города Сергея Зайцева, а также губернатора, КГИОП, Госстройнадзор, инвестора и проектировщиков. Градозащитники полагают, что действия по сносу зданий на территории парка могут быть квалифицированы по статье 243 УК РФ.

Текст: Павел Гинёв