Опытный образец ставшего популярным задолго до начала серийного выпуска Ё-мобиля был представлен в Марьино и был доступен для тест-драйва всем желающим, правда лишь в сопровождении водителя. Бросилось в глаза, что управление этим транспортным средством оказалось не сложнее детского карта – всего две педали (газ и тормоз), отсутствие коробки передач и непривычный аскетизм в оформлении салона. При этом машина при езде издает такие же звуки, как и обычный городской троллейбус, что неудивительно – гибридный двигатель наполовину электрический и «съедает» всего 3,5 литра топлива на 100 километрах – показатель невиданный не только для отечественных, но и для мировых автопроизводителей. Правда, пока заметно, что машина находится, по сути, в стадии разработки – стартует она достаточно тяжело и медленно.
Впрочем, Михаил Прохоров, владелец группы «ОНЭКСИМ», долларовый миллиардер и вдохновитель проекта создания суперэкономного автомобиля по цене самых дешевых иномарок (что многие эксперты уже поспешили назвать авантюрой), подчеркнул в разговоре с журналистами, что процесс модернизации, поиска новых решений и усовершенствований действительно идет полным ходом и будет идти еще очень долго. Завод по производству Ё-мобилей откроют в сентябре 2012 года и построенных мощностей первой очереди хватит для производства 20 тысяч авто и 5 тысяч комплектующих. Ориентировочно, в середине 2013 года будет введена в строй вторая очередь завода и тогда с конвейера станет сходить вдвое больше автомобилей.
Правда, немедленно удовлетворить спрос на автоинновации Прохорову будет непросто – сейчас на официальном сайте проекта количество заказов на Ё-мобиль приблизилось к 120 тысячам штук. Но один из самых известных бизнесменов России отметил, что в связи с этим политика его предприятия может изменится (и вообще будет напрямую зависеть от спроса). Так, петербургский завод Ё-мобиль, скорее всего, будет помимо готовой продукции производить еще и кузова, и поставлять их в регионы, где и будет происходить окончательная сборка. Эту процедуру могут доверить частным инвесторам, которые пожелают купить франшизу. Прохоров не исключил и появление новых Ё-заводов, принадлежащих компании, в других регионах России.
Однако основные мощности будут все равно сосредоточены в Петербурге на заводе Ё-мобиль. Помимо налоговых отчислений, это принесет городу порядка 1,4 тысячи новых рабочих мест (это не считая производств компании «Яровит Моторс» и «Техноэксим», которые будут расположены в том же Марьино). Свое удовлетворение по этому поводу не преминула высказать Валентина Матвиенко, заметив, что вся инженерия будет построена за счет городского бюджета. Сомнений в том, что завод будет построен, у экспертов нет – в проект уже вложено порядка 150 млн. евро. Другой вопрос, сможет ли столь сложная в инженерном плане машина действительно стоить в пределах 350-450 тысяч рублей. Примеров выхода на рынок при помощи демпинга с последующим резким повышением цены в истории автомобилестроения уже было немало.
Михаил Прохоров такие домыслы сразу отмел, заметив, что огромное количество скептических отзывов о его проекте вызвано, в немалой степени, боязнью появления на рынке опасного конкурента. В тоже время он не без гордости отметил, что более 20 инноваций, до этого при производстве автомобилей не применявшихся нигде в мире – плод работы исключительно российских инженеров. «КПД двигателя этой машины будет составлять 45%, а обычный показатель сейчас – это 19%. И я верю, что наша работа позволит преодолеть традиционный стереотип, что россияне никогда не смогут производить ничего качественнее, чем на Западе. На самом деле, это не так», - заявил глава группы «ОНЭКСИМ». Он также добавил, что окупаться авто будут всего за 5 лет за счет экономии топлива (причем не бензина, а газа).
Впрочем, первые машины будут производиться все же с немецкими движками. Что касается заказов на Ё-мобили, то именно исходя из них планы производителей были скорректированы в пользу производства, в первую очередь, кроссоверов (изначально планировалось сделать ставку на минивэны). Реализацию и сервис производитель отдаст на откуп сторонним дилерским компаниям.