Правительство Петербурга сегодня утвердило программу развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 годы. Один из новых целевых показателей – довести поток туристов до 8,1 млн посещений в год, это на 3 млн больше показателей 2010 года. В дальнейших планах – развитие паромного и яхтенно-катерного видов туризма, строительство сети кемпингов и пр.. Чиновники планируют добиться 72-часового безвизового режима для авиа- и ж/д гостей, увеличить средний срок пребывания гостей в Петербурге до 5 суток, повысить число повторных посещений.
Увеличение потока туристов потребует новых отелей — их строительство останется приоритетной задачей при реализации новой туристической программы на ближайшую пятилетку. По словам главы Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексея Чичканова, для инвесторов будет по-прежнему действовать льготный режим предоставления пятен под строительство и зданий под реконструкцию новых отелей.
Напомним, что поддержкой гостиничного рынка Смольный озаботился пять лет назад, утвердив амбициозный план по вхождению Петербурга в пятерку крупнейших туристических центров Европы. Комитет по инвестициям занялся формированием адресной программы, участки и здания из нее предоставляются целевым образом, а сумма отчислений в бюджет рассчитывается по специальной (инвестиционной) оценке – она примерно в два раза ниже рыночной. Это принесло свои плоды: на конец 2010 года в Петербурге уже работала 631 гостиница на 27 тыс. номеров. Номерной фонд за пять лет удалось увеличить почти вдвое. Весной прошлого года некоторые высокопоставленные чиновники Смольного даже настаивали на отмене целевки для инвесторов гостиничного бизнеса, посчитав, что рынок уже насытили достаточным количеством объектов. Но попытка отправить такие пятна на торги не удалась.
На следующую пятилетку льготный режим будет сохранен. По словам Алексея Чичканова, адресный перечень размещения объектов гостиничной инфраструктуры будет вынесен на утверждение городского правительства через месяц. «В новой программе мы уточним адреса, а также формулировки – проекты строительства конгресс-холов также должны обладать льготными возможностями. Кроме того, будет предусмотрен обязательный контроль заявленных показателей проекта с показателями на выходе: зачастую они меняются в рамках реализации инвестпроекта. Это оборачивается убытками для города и изменением классности отеля, что нецелесообразно», — считает Алексей Чичканов.
По его словам, власти рассчитывают, что в Петербурге в течение пяти лет появятся новые гостиницы различного уровня с общим фондом в 10 тысю номеров. Больше всего городу не хватает гостиниц эконом-класса. Тем не менее, по словам Чичканова, и люксовые отели по-прежнему востребованы в Петербурге – заявленные проекты строительства 5-звездных гостиниц на Марсовом поле, Невском 7-9 , Конюшенной площади и ряде других адресов – также обречены на успех.
Эксперты говорят, что при сохранении стратегии развития Петербурга как туристического центра действующие меры поддержки гостиничных проектов нужно сохранять. «Если удастся реализовать программу по привлечению туристов в полной мере, потребуется в 1,5 раза больше номеров, — комментирует руководитель отдела инвестиционного консалтинга ASTERA Александр Волошин. — Увеличение номерного фонда – это одна из комплексных мер по привлечению туристического потока. Создание конгресс-центров с гостиницами бизнес класса будет стимулировать деловой туризм, который сейчас в городе находится на стадии первоначального развития». При этом эксперт отмечает, что на сегодня среднегодовая загрузка гостиниц составляет 55%. И без дополнительных мер, способствующих привлечению туристов (отмена или упрощение визового режима, строительство нового аэропорта и т.п.) 10 тыс. новых номеров будут пустовать, за исключением летнего сезона.
«В Санкт-Петербурге обеспеченность гостиницами невысока, а из 27 тыс. номеров 17 тыс. являются не категорируемыми, — отмечает управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге Илья Андреев. — К тому же, стоимость проживания в отелях достаточно высока, и существует недостаток гостиничной недвижимости эконом-класса. Безусловно, нужно сохранять льготный режим для гостиничных проектов — но для того, чтобы инвесторы могли обеспечить более низкую стоимость проживания в отелях».