Отметим, что планы по развитию подземки городская администрация уточняет регулярно. Первая версия программы строительства метро до 2020 года появилась еще в 2004 году, вторая редакция была утверждена в январе 2008 года, и вот теперь грядет уже третья. Основные вехи были утверждены в пятницу на совещании в Смольном под председательством Валентины Матвиенко.
Полная редакция новой концепции пока не обнародована. Однако частично ее содержание до городских СМИ все же донесли. В первую очередь бросается в глаза решение не откладывать в долгий ящик полное формирование Фрунзенского радиуса и закончить его вместе с депо к 2015 году. Ход выглядит довольно логичным, учитывая, что в настоящее время продолжаются работы по строительству «Международной» и «Бухарестской», а значит не нужно будет далеко перебрасывать технику и людей и можно без промедления продолжать рыть тоннели на юг Купчино.
Собственно, метростроителям осталось построить всего четыре станции метро в Купчино. «Проспект Славы» запланирован на пересечении одноименной магистрали и Бухарестской улицы. «Дунайская», соответственно, рядом с перекрестком той же Бухарестской и Дунайского проспекта. «Балканская» должна появится на углу Бухарестской и улицы Олеко Дундича. Наконец, станцию «Южная» построят в нежилой зоне Шушары. Непосредственно за ней предусмотрено строительство депо.
Куда меньше повезло жителям Ржевки – Пороховых, где метро, согласно предыдущей концепции развития, должно было появиться в 2020 году. Теперь это знаменательное событие отодвинуто на 5 лет – до 2025 года. Вместо подземки жителям одного из самых неблагополучных в плане транспортной доступности районов города (это прямо отражается на стоимости недвижимости – Красногвардейский район по этому показателю прочно удерживает последнее место) предложат скоростной трамвай по выделенной линии. Проектирование новой ветки по всей протяженности проспекта Косыгина начнется уже в конце лета, а ее запуск в эксплуатацию, вероятно, произойдет в следующем году.
До 2020 года власти обещают проложить отдельную ветку на Юго-Западе города. Собственно, ныне действующая концепция развития метро предусматривала пуск первой очереди Красносельско-Калининской ветки еще до 2015 года. В первую очередь входят станции «Черниговская» (с пересадкой на «Московские ворота»), «Путиловская» (на углу улицы Васи Алексеева и улицы Маршала Говорова с пересадкой на «Кировский завод»), «Броневая» (вблизи одноименной железнодорожной станции) и «Юго-Западной» (она же «Казаковская, на пересечении проспектов Маршала Казакова и Маршала Жукова), а также депо «Красносельское».
В те же сроки планируется построить новую станцию возле пассажирского терминала «Морской фасад», а также продлить подземку до Северо-Приморской части города. За последней формулировкой, очевидно, скрывается желание проложить новую ветку до Лахты, где «Газпром» собирается строить свой 500-метровый небоскреб. Об этом в мае городские чиновники говорили вполне официально.
Наконец, к 2025 году, помимо Ржевки, новые станции метро обещаны жителям Ручьев и Парголово. А также намечено появления кольцевых веток. Напомним, что приоритетным, согласно действующей концепции, является строительство северного полукольца от «Василеостровской» до «Выборгской».
Отметим, что на строительство 70 километров новых линий метро и 41 станции в 2008 году собирались потратить 418 млрд. рублей. При этом только в 2008-2010 годах сразу 66 млрд. рублей. Однако кризис серьезно скорректировал эти планы, и в реальности потрачено было в 2,5 раза меньше. Например, в 2011 году на развитие подземки бюджетов предусмотрено выделение 9,5 млрд. рублей, из которых 6,7 млрд. получит Фрунзенский радиус.