Реставрация деревянного здания Летнего Каменноостровского театра, на 80% сохранившего свой изначальный облик, полностью завершена. Демонтированы старые деревянные лестницы, выполнена художественная роспись потолка и лож, установлены недостающие двери, балюстрада, облицованы фасады воссозданных пристроек. Также закончены работы по увеличению подземного пространства здания, благодаря чему площадь театра увеличилась на 4 тыс. кв. м.

Таким образом, здание, поначалу рассчитанное только на использование в летнее время года, удалось превратить в полноценный театр. «Мало восстановить историческое здание, надо вдохнуть в него новую жизнь, надо дать ему функцию, чтобы театр жил. И здесь это произошло, — отметила Валентина Матвиенко. — Театр получил новую театральную площадку с самым современным насыщением сцены этого зала. Если бы во время реставрации не была создана подземная часть театр просто не смог бы жить. Причем, это было выполнено настолько деликатно, настолько профессионально, что театру не нанесено ни малейшего ущерба. В итоге площадь театра увеличилась в 2,5 раза».

Для расширения подземного пространства строителям пришлось «вывесить» все здание на сваях «Титан» с помощью системы обвязочных балок, а затем метр за метром углублять будущий подземный этаж, предварительно окружив театр шпунтом. Так здание приобрело новый, более надежный и прочный фундамент и одновременно некую визуальную легкость и воздушность. «Театр как будто парит в воздухе на сваях и поражает своим великолепием», — прокомментировала губернатор города.

Реставраторы также позаботились о том, чтобы приспособить уникальный шедевр деревянного зодчества эпохи классицизма под современные требования. Благодаря их стараниям артисты получили современную трансформирующуюся сцену. Над ней трудились итальянские специалисты, зарекомендовавшие себя по аналогичной работе в миланском «Ла Скала». В результате на сегодняшний день Каменноостровский театр по своим техническим возможностям превосходит все петербургские театры. Сценические площадки опускаются на уровень зрительного зала, образуя с ним единое целое. Кроме того, предусмотрена укладка единого танцевального покрытия на всю площадь сцены и зала, что позволит проводить в здании не только драматические спектакли, но и оперные и балетные постановки. «У нас мало подобных примеров, когда старинный театр приведен в такую замечательную форму, — считает художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. – Театру возвращен его первоначальный облик и при этом он имеет современную технологическую начинку. Это уникальное сочетание».

Валентина Матвиенко в свою очередь отметила, что аналогов подобной реставрации нет во всем мире. «Сегодня все новое, инновационное принято сравнивать со Сколково. Я думаю, что в Петербурге мы получили свое реставрационное Сколково», — сказала она.

По словам главы КГИОП Веры Дементьевой, на восстановление шедевра деревянного зодчества городской бюджет выделил 1 млрд 665 млн рублей. «Мы попали с этим театром в финансовый кризис, но для этого проекта бюджет Петербурга не был закрыт, — сказала Дементьева. — Это очень большие деньги и к тому же федеральная собственность, но город нашел в себе силы завершить этот объект».

Текст: Татьяна Елекоева