Если говорить конкретно о петербургском фармацевтическом рынке, то, по оценке специалистов, он – один из самых насыщенных в стране. На долю Северной столицы приходится 4,2% российского аптечного рынка. Причем по количеству торговых аптечных точек, которых на сегодняшний момент насчитывается более 1800, Петербург заметно опережает Москву и другие города-миллионники, а по плотности расположения аптек – некоторые города Европы. При этом 80% рынка занимают аптечные сети.
Экспансии не получается
Согласно сводным данным, всего в городе функционируют 14 крупных аптечных сетей, которым принадлежит 731 торговая точка. Лидерами петербургского фармацевтического ритейла являются местные сети – «Озерки», на долю которой приходится 16,7% рынка в денежном выражении, «Фармакор», занимающий 14,1% оборота, и «Первая помощь» – с 8,2% аптечного рынка города.
Федеральные сети на петербургском рынке представлены слабо. Закрепиться на нем удалось только двум игрокам – крупнейшей в России сети «36,6» и «Ригла», в которую также входит сеть аптек «03». Однако, по сведениям экспертов, у этих компаний – не более 1,5-2,5% рынка Петербурга. Чуть меньшую долю имеет только самый слабый местный игрок – сеть «Эдифарм», он занимает всего 2,2% рынка.
Однако москвичи не прекращают попытки экспансии. С сентября прошлого года «Ригла» (входит в ГК «Протек») увеличила количество своих аптек в Петербурге и Ленобласти с 8 до 28 точек. Это получилось за счет приобретения магазинов довольно крупной петербургской сети «Панацея», все аптеки которой – и в городе, и в Ленобласти – работают в арендованных помещениях, их общая площадь составляет 1,8 тыс. кв. м. По мнению экспертов, для федеральных игроков из-за очень высокой конкуренции покупка действующей компании пока является единственно возможным способом выйти на петербургский рынок. «Во время кризиса инвестиции естественным образом сошли «на нет», – объясняет руководитель департамента аналитических исследований компании «Фармэксперт» Николай Беспалов. – Неуклонно развивали инфраструктурный потенциал лишь некоторые аптеки среднего размера, которые, кстати, существенно улучшили свои рыночные позиции. Сейчас мы наблюдаем восстановление интереса к вложениям в отрасль. Примером могут служить последние покупки сети «Ригла», которая после завершения сделок в Самарской и Ярославской областях двинулась покорять рынок Петербурга и Ленинградской области, – фактически terra incognita для сетей федерального масштаба. Выйти на эти рынки путем органического развития практически невозможно из-за сильной конкуренции со стороны местных игроков».
«Риглу» также называют в числе наиболее вероятных претендентов на приобретение сети «Фиалка» в том случае, если наследники погибшей в начале мая владелицы сети Анны Белоголовой решатся на такую продажу. «Фиалка» насчитывает 19 аптек, ее долю на рынке фармритейла Николай Беспалов оценивает в 3%.
Новые точки
Если же говорить в целом о рынке, то посткризисное оживление инвестиционной активности в сегменте сетевого аптечного бизнеса Петербурга пока не слишком заметно. Николай Беспалов считает, что виной тому стал закон «Об обращении лекарственных средств», вступивший в силу в апреле прошлого года. Он вынудил ритейлеров серьезно снизить наценки на медицинские товары, что, в свою очередь, привело к падению прибыли у всех компаний.
Впрочем, новые аптеки в Северной столице все же появляются. Так, в августе прошлого года возобновился рост сети «Первая помощь», которая до настоящего момента открыла пять новых фармацевтических точек в Петербурге и Гатчине. «Наша сеть вышла на новый этап своего развития, – рассказывает генеральный директор «Первой помощи» Александр Семенов. – После периода относительного затишья, с точки зрения развития, мы снова открываем большое количество объектов в Петербурге». По словам предпринимателя, ставка на Петербург неслучайна – проекты, запущенные именно в этом городе, показали себя как наиболее коммерчески успешные для сети. «Очень внимательно и придирчиво мы подходим к выбору мест под новые объекты, оценивая их со всех сторон, сводя к минимуму вероятность ошибки. Не исключаем и приобретения каких-то небольших сетей», – поделился планами Александр Семенов.
А в середине ноября 2010 года в рамках проекта «Городская социальная аптека», который развивает сеть «Петербургские аптеки» при поддержке муниципального правительства, под брендом «Городские социальные аптеки» открылись 3 новые точки – в Петродворцовом, Кронштадтском и Приморском районах. Всего у нас здесь представлено 25 подобных социально ориентированных аптек: они функционируют во всех районах города, включая ближайшие пригороды, такие как Зеленогорск, Колпино, Красное Село, Кронштадт, Петродворец, Пушкин.
Кроме того, продолжает развитие формата «дискаунтер» изначально петербургский фармацевтический ритейлер «Фармакор». Осенью компания открыла 7 новых точек в экономичном сегменте под брендом «Экономь!». По словам представителя ЗАО «Фармакор» Дмитрия Загороднего, аптеки открывают в местах с высокой проходимостью, средняя площадь каждого магазина – около 60 кв. м, выкладка и продажа товара – закрытая (из-за прилавка), более 80% ассортимента – лекарства. Инвестиции в одну точку составляют примерно 2 млн руб.
По всей видимости, экономичный формат в период кризиса оказался очень востребованным. Эксперты полагают, что сегодня на аптеки-дискаунтеры приходится до 10% российского рынка аптечной розницы, и ожидают дальнейшего роста этого сегмента.
В отличие от магазинов-дискаунтеров, которые достигают снижения издержек за счет уменьшения складских помещений, аптеки сокращают себестоимость благодаря закрытому формату торговли, что позволяет экономить на аренде торговых площадей. Например, аптеки-дискаунтеры «Будь здоров» компании «Протек» рассчитаны на площадь в 60-80 кв. м, в то время как стандартная аптека «Ригла» требует 110-150 кв. м. Закрытая форма торговли, естественно, означает минимальный штат персонала и экономию на охране и противокражной системе. По мнению управляющего сетью аптек «Фиалка» Кирилла Дружинина, несмотря на малую площадь помещений, окупаемость аптеки-дискаунтера в значительной степени зависит от арендной ставки и составляет от года до трех с половиной лет.
Специалисты РБК.research сообщили также, что одновременно с дискаунтерами ведущие игроки активно развивают формат «фармацевтический маркет», а также тестируют новые для рынка форматы – «премиум-аптека» и «аптека-бутик».
Аптеки не интересны
Большинство аптечных точек размещаются во встроенных помещениях жилых домов. Лишь несколько фармацевтических сетей арендуют площади в торговых центрах. Так, появившаяся в 2009 году в Петербурге сеть финских аптек «Университетская аптека» разместила свои точки площадью около 100 кв. м в закассовой зоне супермаркетов Prisma. Генеральный директор «Университетской аптеки» в Петербурге Ольга Липина считает, что после кризиса подобный формат размещения стал вполне приемлем для аптечных сетей. «Кризис всех перевоспитал, – говорит Ольга Липина. – Если раньше арендные ставки в торговых сетях были заоблачные, то теперь владельцы ТРК идут на снижение арендных тарифов. Они понимают, что мы не продовольственный магазин, не бутик и не продаем парфюмерию. Мы – аптека, которая предлагает лекарства. Сейчас наш товарооборот на 65-70% реализуемой продукции состоит из лекарственных средств, и мы не можем платить безумные суммы за наем помещений».
Сети «Радуга», «36,6», «03», «Фармакор» и «Невис» тоже размещают свои точки в торговых комплексах. Тем не менее, эксперты полагают, что аптеки не интересны в качестве арендаторов крупным торговым центрам или гипермаркетам, поскольку не генерируют серьезного потока покупателей. У посетителей ТРЦ или гипермаркетов – не подходящая для аптек мотивация: они настроены на покупку одежды, техники или продуктов питания. Поэтому аптеки в таких объектах могут рассчитывать только на спонтанный спрос. Плюс к тому – в отличие от многих других арендаторов – аптека, расположенная в гипермаркете, может добавить в свой ассортимент далеко не все лекарства, поскольку для торговли многими из них требуется особая сертификация помещения.