По словам начальника отдела развития рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области Николая Попова, в последние 20 лет ловля корюшки в Финском заливе и Ладожском озере снизилась в несколько раз. «Если в 90-х годах рыболоведческие хозяйства вылавливали свыше 3 тыс. тон, сейчас улов составляет всего 250-300 тонн», — говорит Николай Попов. Причины сокращения популяции корюшки в Петербурге он видит в том числе в антропогенных причинах.
Представители государственного НИИ «Озерного и речного рыбного хозяйства» более конкретны и считают, что основная проблема в массовых намывных и дноуглубительных работах в акватории Невской губы, ведущихся в течение последнего десятилетия: строительство дамбы, «Морского фасада», «Балтийской жемчужины». По мнению экспертов, строительные работы способствовали замутненности воды, что лишало рыб, идущих на нерест, кормовых запасов.
С этой точкой зрения соглашаются и экологи. По словам руководителя петербургской организации «Гринпис» Дмитрия Артамонова, исчезает не только корюшка, но и другие популяции рыбы. «Дно прилегающих к городу водоемов достаточно сильно загрязнено, о чем свидетельствуют илистые и глинистые отложения», — отмечает он. По словам эксперта, такие отложения, расположенные на дне водоемов, могут достигать метровой толщины, и именно в них находится грязь, обладающая большим содержанием не только нефтепродуктов, тяжелых металлов и других вредных веществ», — рассказывает Дмитрий Артамонов. По словам эксперта, при проведении работ с грунтом в акватории вся это грязь подымается, и корюшка в Петербурге банально лишается кормовых запасов. По мнению экологов и специалистов, на сокращение ловли корюшки влияет дамба и ее многолетнее строительство.
Однако строители не согласны с обвинениями. Заместитель генерального директора ЗАО «СО «М-Индустрия» Владимир Журба говорит, что в процессе дноуглубительных работ, конечно, образуется зона повышенной мутности воды. «Но насколько сильно это влияет на численность корюшки в Санкт-Петербурге, сказать сложно. На мой взгляд, более сильное влияние на ихтиофауну оказывает изменившийся в связи со строительством дамбы гидрологический режим залива», — добавил эксперт.
Директор департамент по связям с общественностью УК Морской Фасад Александр Шемберг так же не склонен винить во всем строителей. «При любом строительстве природе наносится ущерб. Однако говорить, что виноваты одни строители нельзя», — говорит эксперт. По мнению Александра Шемберга, для выявления истинных причин необходимо вести мониторинг не только с точки зрения последствий работы строителей, но и за загрязнением воды со стороны промышленных предприятий.
Источник: Finnish Game and Fisheries Research Institute
Справка БН:
Биологический статус невской корюшки – полупроходная рыба относящейся к виду Osmerus eperlanus. В отличие от более мелких, преимущественно озерных форм Европейской корюшки, обитающих в бассейнах Балтийского, Белого и Баренцева морей, полупроходная корюшка Финского залива нагуливается в открытой части залива, а во время весеннего нереста подходит к берегам, где ищет пригодные для икрометания песчаные отмели. В самой восточной части Финского залива такие благоприятные для нереста условия невская корюшка находит в распресненных зонах вдоль берегов Невской губы, а также в самой реке Неве. Развивающиеся икринки и личинки невской корюшки с нерестовых площадей сносятся течением к западу, на выход из Невской губы. По данным середины 1970-1980-х годов, наибольшая концентрация личинок корюшки в июле обнаруживалась в районе Зеленогорска-Сестрорецка, а также недалеко от Стрельны, в районе сравнительно малоподвижных вод Южной Лахтинской отмели.