Всего через пару лет на этом рынке может остаться только 10-15 игроков, реализующих крупные проекты. «Остальные будут вынуждены уйти. Этот процесс уже начался. Именно с оставшимися крупными девелоперами и будут работать банки, которым сейчас этот рынок попросту неинтересен. По той простой причине, что на потребительском рынке и малых сроках можно заработать гораздо больше», — заявил сегодня коммерческий директор ГК «Кивеннапа» Сергей Будько на круглом столе «Малоэтажная ипотека», организованном ГК «Бюллетень недвижимости».
По словам специалиста, банки, не сильно рискуя, могут зарабатывать на потребрынке по 18-20% годовых, тогда как за счет ипотеки (речь идет о загородном жилье) — «лишь копейки», так как количество продаж здесь ничтожно мало, а число выданных кредитов исчисляется несколькими десятками в год (покупку земельных участков банки не кредитуют вовсе). При этом в случае сужения рынка и исхода небольших застройщиков продажи неизбежно вырастут вместе с желающими взять ипотечный кредит.
Ситуация в загородной малоэтажке сейчас не столь благоприятная для застройщиков, как в городе, если судить по количеству продаж. Однако для покупателей взаимодействие с девелоперами малоэтажной застройки, особенно крупными, имеет несколько очевидных плюсов. «Прежде всего, здесь нет обманутых дольщиков. На загородном рынке принципиально иная ситуация: здесь меньше рисков, так как проект можно реализовывать поэтапно. Другое дело, что это не всегда бывает честно: человек покупал дом в садоводстве на 20 семей, а оказался в итоге на краю поселка, состоящего из 500 коттеджей. Но ведь и в городе таких ситуаций полно, вспомним хотя бы покупателей квартир «с видом на Финский залив» на Васильевском острове», — считает главный редактор журнала «Пригород» Дмитрий Синочкин.
Исполнительный директор портала Котавмешке.нет Андрей Костин говорит о том что стоимость предложения в эконом-классе стремительно снижается, в том числе за счет укрупнения проектов. «Вскоре можно ожидать появления домов по 2-4 млн руб., причем даже в непосредственной близости от Петербурга. За счет развития инженерии и транспортной доступности это будет вполне реально. Уже сегодня застройщик готов сильно сбрасывать цену, скидки доходят до 50%», — говорит он.
Впрочем, некоторые эксперты, напротив, утверждают, что говорить об улучшении транспортной доступности застройки в пригородах, по меньшей мере, преждевременно. Застройщики и власти Ленобласти на сегодняшний день мало озабочены проблемой транспортной доступности новых коттеджных поселков вблизи Петербурга. И если областных чиновников понять можно, поскольку они не заинтересованы в том, чтобы люди жили в 47-м регионе, а работали в мегаполисе, то девелоперы рассчитывают, что отсутствие инфраструктуры не столь важно, как близость большого города.