Готовиться к созданию в Петербурге новой структуры городские чиновники и депутаты начали еще в конце 2010-начале 2011 года. Тогда правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, регламентирующий организацию подобных фондов на трех уровнях: федеральном, региональном муниципальном. Для чего регионам требовать принять соответствующие местные законы не позднее 1 января 2012 года.
Согласно федеральному законодательству на всех этих уровнях фонд станет частью бюджета, из которого будут финансировать проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог.
Объем Федерального дорожного фонда (ФДФ) и региональных фондов будет определяться каждый раз при принятии федерального и региональных бюджетов на очередной год.
Фонд должен состоять их двух частей: базового и прогнозируемого объема, включающего доходы от повышения акцизов на нефтепродукты и доходы от использования инфраструктуры автомобильных дорог федерального значения. В свою очередь, источниками финансирования региональных фондов запланированы доходы от транспортного налога, акцизы на топливо, пошлины за техосмотр, и госрегистрацию номеров, штрафы.
При этом направления расходования денег, аккумулированных в региональном фонде, будет утверждать городское правительство и соответствующие профильные комитеты — скорее всего комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
В свою очередь, как сообщил корреспонденту БН.ру глава бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров, законопроект о создании в Петербурге специального регионального фонда будет принят в целом до конца весенней сессии, то есть до июля.
Глава комитета финансов Эдуард Батанов отметил, что документ уже практически готов для внесения в горпарламент. «Мы также со своей стороны очень надеемся, что депутаты примут его до июля, поскольку финансирование по фонду должно быть заложено в проекте бюджета на 2012 год», — отметил он.
Согласно бюджету Петербурга на 20111 год доходы от налога на транспорт должны составить около 6 мдрд руб., еще дополнительно будет получено 388 млн руб. от госпошлин за регистрацию номерных знаков автомобилей. Всего же, по некоторым данным, размер средств, которые могут быть направлены в фонд, составит около 20 млрд руб. Вице-губернатор Юрий Молчанов еще в апреле этого года обещал потратить в 2011 году на ремонт и строительство дорог из всех источников 46-47 млн руб. Он также обещал выделить из бюджета на эти цели около 22 млрд руб.
Между тем, в 2010 году городские власти намеривались потратить только на строительство дорог 18 млрд руб. Еще около 7,5 млрд руб. потребовалось дополнительно на ремонт дорог после зимы.
Примечательно, что дорожные фонды существовали в России в 1990-е годы, но в 2000 году были ликвидированы, а финансирование дорог во всех регионах осуществлялось напрямую из бюджета. Мотивировали такое решение в российском правительстве тогда довольно лаконично: средства использовались неправильно, в том числе из-за коррупции среди топ-менеджмента.
Отметим также и то, что комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) готовит в настоящее время и новую схему строительства объектов транспортной инфраструктуры в Петербурге — на основе контрактов жизненного цикла (КЖЦ).
Суть механизма КЖЦ заключается в том, что инвестор вкладывается в строительство и последующую эксплуатацию объекта, а затем в течение трех и более лет получает компенсации из городского бюджета. Речь идет о строительстве дорог, развязок, мостов и прочих объектов транспортной инфраструктуры.
В качестве пилотов КИСП намерен предложить правительству Петербурга следующие проекты: строительство развязки на Пироговской наб. при съезде с Сампсониевского моста, съезд в 800 метрах от пересечения КАД с Выборгским шоссе, а также строительство дорожной сети в районах массового жилищного строительства — микрорайонах «Славянка» и «Новая Ижора», новом городе-спутнике «Южный».