Часть из них являются реставрационными, часть – глобальными долгостроями. Так или иначе, власти обратили, наконец, внимание на внешний облик театральных помещений Петербурга, благодаря чему в 2010 году справили новоселье Молодежный театр на Фонтанке и театр «Буфф», был открыт обновленный детский музыкальный театр «Зазеркалье». Еще раньше в Доме Декора «Толстой Сквер» поселился театр «Лицедеи».

Нельзя сказать, что возведение этих зданий проходило легко и непринужденно, но каких-то особенно сложных проблем и, тем более, скандальных ситуаций в ходе строительства замечено не было. Чего не скажешь о проектах для маститых худруков, которые власти пытаются реализовать уже не первый год.

Звездные капризы
Строить под конкретного театрального мэтра – одно из веяний сегодняшнего времени. Для Валерия Гергиева возводится Мариинка-2; Борис Эйфман получит Дворец и Академию танцев; новая сцена будет построена для МДТ – Театра Европы Льва Додина; целый квартал между площадью Островского, улицей Росси и набережной Фонтанки займет второе помещение для Александринского театра Валерия Фокина. Кроме того, в 2012 году в устье реки Смоленки начнется строительство Театра песни Аллы Пугачевой.

Проекты, «заточенные» под определенную театральную звезду, уникальны, и в то же время в них есть много общего. Первое, что объединяет подобные стройки, это – размах. Например, у здания Дворца танцев Бориса Эйфмана, которое планируется возвести к 2015 году, будет восемь этажей, три из которых станут подземными. Изначально предполагалось, что площадь объекта не превысит 15-18 тыс. кв. м, теперь же появилось намерение довести ее до 22-25 тыс. Еще 12 тыс. «квадратов» займут корпуса Академии танца Бориса Эйфмана в квартале, ограниченном Большим проспектом ПС, Большой Пушкарской улицей, улицей Лизы Чайкиной и Введенской улицей. Если сложить эти объемы, получается, что мэтру российского балета для полноценной деятельности необходимо около 37 тыс. кв. м. Примерно столько же планируется отдать маэстро Гергиеву – предполагаемая площадь второй сцены Мариинки, история которой началась еще в 1997 году, составляет 39 тыс. кв. м. Впрочем, это в три раза меньше того, что потребовалось примадонне российской эстрады Алле Пугачевой для удовлетворения своих творческих амбиций. По предварительным оценкам, общий объем будущего культурного центра в устье реки Смоленки на Васильевском острове составит 130 тыс. кв. м.

Запросы Валерия Фокина на этом фоне выглядят более чем скромно – новая сцена Александринского театра будет занимать в целом чуть более 11 тыс. кв. м. Зато, в отличие от Мариинки-2 и эйфмановских дворцов, реализация этого проекта идет полным ходом. Фундамент новой сцены Александринского театра почти готов, скоро начнется воздвижение стен, а к концу нынешнего года работы предполагается завершить. Примечательно также и то, что строительство Александринки-2 полностью финансируется за счет федерального бюджета. К 2014 году общий объем господдержки Александринки-2 превысит 1,5 млрд руб., из них 673 млн были выделены в 2009-2010 годах.

Это еще одна отличительная черта звездных проектов – немыслимые средства, потребные для их реализации. Причем цифра, изначально заложенная в смету, всегда является величиной переменной. В процессе строительства практически все крупные архитектурные объекты значительно дорожают. Например, возведение второй сцены Мариинского театра, на которое в 2006 году планировалось потратить 9,5 млрд руб., сейчас оценивается в 19 млрд. Будет увеличена и смета проекта Дворца танцев Бориса Эйфмана. Глава Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга Алексей Чичканов объясняет это тем, что изначально учитывались только инвестиции в строительство коробки дворца, но не в создание его «начинки». Кроме того, как уже отмечалось, примерно в 1,5 раза увеличилась и сама площадь Дворца танцев. И если раньше вложения в этот проект оценивались в 9 млрд руб., то о каких суммах может идти речь сейчас, даже подумать страшно. Пока известно только, что бюджет города в проекте участвовать не будет – ожидается, что расходы возьмет на себя федеральная казна.

Впрочем, добиться финансовой поддержки от федеральных властей не так просто. Например, на строительство МДТ – Театра Европы площадью в 20 тыс. кв. м, которому, наконец, нашлось место на углу Звенигородской улицы и улицы Марата, средства так и не выделены. При этом театр имеет федеральное подчинение и должен строиться за счет госбюджета. Однако желание Льва Додина построить «скромное» здание в пять этажей эксперты уже сейчас оценивают в 100 млн руб. Зная, что на петербургских театральных стройках аппетит всегда приходит во время еды, с решением о финансировании федералы не спешат.

Курс – на реконструкцию
Кстати, на совещании по вопросу строительства и реконструкции объектов культуры, которое в конце апреля прошло в Перми, премьер-министр РФ Владимир Путин призвал отказаться от гигантомании и амбициозных строек века. «Необходима тщательная ревизия – где-то нужны новые театральные или концертные залы для действующих коллективов, а где-то следует просто привести в порядок уже существующие здания», – резонно заметил премьер. Похоже, курс начал меняться, и вполне возможно, что реконструировать старые объекты – более правильно. Большие амбиции театральных мэтров как правило не позволяют им считаться ни с установленными законом высотными регламентами, ни с правилами застройки.

Так, согласно принятому 19.01.2009 Закону Петербурга «О границах зон охраны…» территория, на которой возводится Александринка-2, находится в охранной зоне (ОЗ-1-1), где запрещено любое новое строительство, кроме строительства, направленного на регенерацию исторической среды. Нарушение утвержденной технологии при создании подземной части второй сцены Мариинского театра привело к деформации окружающей застройки – с превышением допустимых осадок соседних зданий более чем вдвое. Сквер, где, возможно, построят объект для МДТ – Театр Европы, попадает в рекреационную зону Р2, в которой по генплану нельзя возводить здание в несколько этажей. Борис Эйфман для своего Дворца танцев просит 40 м высоты, вместо допустимых по высотному регламенту 28 м. А для Театра песни Аллы Пугачевой запроектирована высота 90 м, в то время как регламент в этом месте позволяет строить не выше 70 м. Впрочем, решение Верховного суда об отмене положений Правил землепользования и застройки, допускавших превышение высотных параметров в охранных зонах, прописанных Росохранкультурой, вообще ставит под вопрос реализацию этих проектов.

Так что реконструировать театры, по меньшей мере, безопаснее – и для исторической канвы города, и для федерального и местного бюджетов. Тем более что примеры успешной реконструкции и реставрации театральных зданий уже есть. Наиболее яркий – реставрация Михайловского театра, осуществленная на личные средства его генерального директора, президента Группы JFC Владимира Кехмана. Меценат пожертвовал 500 млн руб., благодаря чему в 2007 году в историческом здании, построенном Александром Брюлловым, под контролем КГИОП проведены масштабные ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы. Было отремонтировано более 11 тыс. кв. м помещений.

Помимо замены аварийных участков несущих конструкций балконов и ярусов в зрительном зале, перекрытий в ложах бельэтажа в фойе, также полностью заменены системы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, пожаротушения, электроснабжения, установлена современная система сигнализации. Кроме того, в театре восстановлено убранство зрительного зала, отреставрирован серебряный декор с использованием низкокаратного белого золота с включением серебра. Полностью переделана оркестровая яма, воссоздан исторический занавес, эскизы которого были найдены в запасниках Театрального музея. После реставрации интерьер театра не уступает лучшим классическим театрам мира. Летом 2008 года – также за счет средств Кехмана – были выполнены работы и по благоустройству площади Искусств, созданы более комфортные условия для организации парковки, сформирована пешеходная зона на Инженерной улице.

Еще один пример удачной реставрации – Летний Каменноостровский театр, в который ко Дню города переедет труппа Большого драматического театра (БДТ). В последние годы памятник деревянного зодчества федерального значения, построенный в 1827 году архитектором Шустовым, находился в аварийном состоянии и фактически был приговорен к сносу. Здание театра предполагалось разобрать и собрать заново. Но правительство Петербурга приняло решение – не только сохранить здание в первозданном виде, но и приспособить его для современного театра без ущерба для исторических конструкций. КГИОП подготовил проект реставрации, в котором использовались архивные материалы и рисунки. Сегодня подлинность исторических конструкций и интерьеров составляет 80%, но при этом артисты получили современную трансформирующуюся сцену. Над ней трудились итальянские специалисты, зарекомендовавшие себя по аналогичной работе в миланском Ла Скала. Кроме того, за счет организации внутреннего и подземного пространства площади театра были увеличены на 4 тыс. кв. м. Реставрационные работы обошлись городскому бюджету в относительно небольшую сумму – 1,665 млрд руб.

По пути реконструкции пошел и театр «Приют комедианта» на Садовой улице, 27. По замыслу проектировщиков мастерской «Студия 44», габариты помещений останутся прежними, однако их внешний вид будет полностью изменен. Театр станет доступнее для инвалидов-колясочников – появятся подъемник с непосредственным доступом в зал и специально приспособленные места. В ближайшее время будет подготовлена проектно-сметная документация, определена необходимая для реализации проекта сумма. Как утверждают эксперты, полный цикл работ удастся выполнить за полгода.

Кроме того, в этом году завершится ремонт в Театре эстрады имени Аркадия Райкина. Также заканчиваются масштабные реставрационные и ремонтные работы в Большом театре кукол. В самые кратчайшие сроки завершится ремонт и реставрация интерьеров театра имени Ленсовета.

«Нет» – гигантомании
Новые театры, конечно, и дальше будут строиться, но в таком глобальном и неудобоваримом масштабе, как Мариинка-2, Александринка-2, Дворец танцев и Театр Европы – вряд ли. По крайней мере, надежду на это дает еще одно высказывание Владимира Путина на совещании в Перми. По его словам, «в ряде случаев оптимальным решением станет строительство так называемых свободных площадок, на которых смогут выступать как постоянные труппы стационарных театров, так и независимые объединения, пока не имеющие своего творческого дома». А вот гигантомании Путин твердо сказал – «нет».

 

Текст: Татьяна Елекоева