По данным председателя КУГИ Дмитрия Куракина, городской парк автомобилей насчитывает порядка 1,5 млн единиц. По расчетам специалистов, к 2015 году число автомобилей в Петербурге приблизится к 2 млн.

Попытка решить проблему парковок в Петербурге комплексно предпринималась неоднократно. В 2008 году компания «ПаркингИнвестЦентр» получила право на проектирование 35 подземных паркингов в центре города. Однако проект оказался экономически не выгоден инвестору. По словам руководителя компании Андрея Блинкова, «копать» в исторической части накладно: сложные геологические условия, плотная застройка, множество памятников и инженерных сетей. Как следствие, стоимость одного машино-места могла достигать 40 тыс. долл., что очень дорого для конечного покупателя.

Очередная попытка была предпринята в начале 2011 года. Конкурс на право строительства в 16 районах Петербурга 462 многоэтажных паркингов на 500 тыс. машино-мест состоялся в феврале этого года. Однако представители антимонопольного комитета оспорили это решение, а поздней и губернатор Петербурга отправила проект на доработку.

В центре тесно
«Сегодня на всех существующих стоянках, в гаражах, встроенных и пристроенных паркингах имеется всего 500 тыс. машино-мест, и нет ни одной программы», – говорит Куракин. Правительство изыскивает все новые способы строительства паркингов. Наравне со стандартными – на отдельных земельных участках или под землей, рассматриваются варианты строительства на месте обветшавших домов или над дорожной сетью.

Представители бизнес-сообщества не остаются в стороне и предлагают свои решения. Руководитель проектов по СПб ЗАО «Жилдорипотека» Александр Шабасов говорит, что знакомые ему бизнесмены на собственные средства разработали водную парковку, но идея не нашла отклика у властей. По мнению эксперта, резервы земельных участков под паркинги можно искать и на территориях промышленных предприятий.

Технический директор ГК «ВИПС» Кшиштоф Поморски считает, что необходимо обратить внимание и на существующие строительные регламенты, которые не позволяют девелоперам возводить при строительстве нового дома более вместительные паркинги. Хотя в этом случае городу придется пожертвовать социальными нормами, скверами и площадками.

Однако депутат Законодательного Собрания Олег Нилов считает сооружение паркингов делом исключительно государственным, поскольку оно должно принести неплохие деньги: «За счет частных инвесторов быстро решить данную проблему не получится. Необходимо организовать государственные структуры по строительству и эксплуатации паркингов. В будущем это позволит создать хороший источник доходов для городского бюджета».

Со своей стороны генеральный директор Санкт-Петербургского НИПИ градостроительного проектирования Валентин Назаров предостерегает от застраивания города паркингами «вслепую»: «Вначале необходимо произвести инвентаризацию дорожного хозяйства, транспортных потоков и совместить все это с планами развития города. В противном случае, испытывая сейчас недостаток в паркингах, мы застроим свободные участки, а когда они начнут мешать развитию территорий, будем думать: а что делать теперь?»

Автовладельцы не хотят
Как выяснилось, построить паркинг – только часть решения проблемы. По данным застройщиков, цена парковочного места в наземном паркинге составляет примерно 400 тыс. руб., но продать его достаточно сложно, а заниматься сдачей в аренду невыгодно. «Строительство паркингов – низкорентабельный бизнес. При существующем уровне затрат на землю, воду и электроснабжение срок окупаемости от сдачи в аренду паркинга слишком велик», – говорит председатель совета директоров компании «Социалинвест» Дмитрий Кондратюк. По его мнению, помочь с реализацией могли бы банки, предложив населению ипотечные программы для покупки мест в паркингах.

«Мы не кредитуем паи, доли в паркинге, так как в случае банкротства заемщика долю продать сложно», – объяснила начальник отдела ипотечного кредитования петербургского филиала ВТБ24 Татьяна Хоботова. Впрочем, она уверяет, что воспользоваться кредитом для покупки места в паркинге возможно – хотя бы по программе потребительского кредитования. Однако застройщики утверждают, что данные программы не подходят, так как имеют короткий срок кредитования и высокие ставки. «Владельцам недорогих машин проще арендовать парковку или оставить машину на улице», – говорит Кондратюк.

В штрафных тисках
Дмитрий Кондратюк призывает власти решать проблему комплексно – не только реализовывать программу строительства паркингов в соответствии с потребностями населения, но и принять меры для того, чтобы автовладельцам стало невыгодно нарушать правила остановки и стоянки.

Со своей стороны председатель правления НП СРО «Межрегиональное объединение организаций архитектурно-строительного проектирования» Вячеслав Рыбкин считает, что в условиях дефицита парковочных мест в центре города можно обратиться к опыту Европы – взимать плату за парковку на улице.

Текст: Игорь Фёдоров