– На сегодняшний день «Питерлэнд» – один из наиболее громких проектов в Петербурге. Естественно, вокруг него много разговоров и всевозможных слухов. Хотелось, чтобы вы разъяснили ситуацию по некоторым вопросам. Прежде всего интересует состав учредителей...
– Собственником проекта является ЗАО «Стрёмберг».
– А что произошло с уральским акционером? Я слышала, что ему пришлось уйти из проекта…
– Нет, он пока остается и сейчас ведутся переговоры по поводу его дальнейшего участия в проекте. Ответ на вопрос можно сформулировать так: ситуация находится в стадии правового урегулирования.
– О том, что готовность комплекса составляет 80%, говорят уже около полугода. На каком этапе строительства на самом деле находится комплекс?
– Если я скажу 85%, то получится, что разницы никакой. Тем не менее это так. Сейчас полностью закрылся периметр здания, запущен собственный энергоблок, который дает тепло, холод и электричество. Начато прогревание комплекса и вот-вот запустятся работы по внутренней отделке, которую планируется выполнять по стандартам премиум-класса. Так что все будет очень красиво.
– Вы говорили, что этот проект войдет в Книгу рекордов Гиннеса. За счет чего?
– Не проект, а купол нашего аквапарка высотой 43 метра. Его мы хотим официально зарегистрировать как самый большой деревянный купол в мире. И сами конструкции, из которых он состоит.
– И насколько они надежны?
– Для аквапарка деревянные конструкции – пожалуй, самые надежные из всех существующих. Дерево лучше выдерживает агрессивную среду. В отличие от дерева, металлические материалы подвержены постоянному окислению и в итоге ржавеют. Кроме того, при высокой температуре металл имеет свойство расширяться и деформироваться, поэтому при пожаре металлический купол просто рухнет. А любая конструкция из дерева, подвергнутая специальной технологической обработке и соответствующая СНиПам, противостоит огню не менее часа.
– Много разговоров вызывает пленка на кровле купола… Народ переживает, что она прорвется, создаст парниковый эффект и не будет пропускать света…
– Это, конечно, не так. Пленка очень плотная, надежная и выдерживает при натяжении вес легкового автомобиля. На купол предполагается натянуть два слоя, между которыми разместиться постоянно подкачиваемая воздушная прослойка. Кстати, пленка прекрасно пропускает ультрафиолетовые лучи, благодаря этому посетители аквапарка смогут в любое время года принимать солнечные ванны. Ею будет покрыта только верхняя часть, а примерно от середины купол будет застеклен. Так что и света будет достаточно, и ничто не будет препятствовать созерцанию прибрежного вида.
– На какой поток посетителей вы рассчитываете?
– Вначале, думаю, 30-40 тысяч ежедневно, потом как минимум в два раза больше. Я говорю об этом с уверенностью – исходя из того, что уже «раскрученные» комплексы, расположенные по соседству, не располагают такими мощными якорями и интересными концепциями, как у нас, но при этом гарантированно имеют подобный трафик.
– Главным якорем «Питерлэнда» вы считаете аквапарк?
– Да, конечно, он в первую очередь. Это будет самый большой в России крытый аквапарк, его площадь составит 25 тыс. кв. м. Помимо тривиальных водных аттракционов и горок там расположится волновой бассейн, тренажер для виндсерфинга, бассейн для дайвинга, сауны, парные и бани. На территории комплекса планируется также разместить пять теннисных кортов с площадкой для сквоша общей площадью 4,5 тыс. кв. м и фитнес-зал на 1,6 тыс. кв. м, тематический парк для детей на 10 тыс. кв. м, нечто вроде «Диво-острова», но только уже в крытом помещении, что позволит ему работать круглогодично. И, кстати, сам парк 300-летия Петербурга тоже станет мощнейшим драйвером для создания потока посетителей в «Питерлэнде». Летом он всегда переполнен, но людям там некуда приткнуться и совершенно нечего делать. Поэтому парк – это тоже «якорь», и его наличие уже подразумевает определенный успех. У нас планируется и очень солидная торговая галерея примерно на 30 тыс. кв. м – 120 магазинов, включая четыре крупных универмага – два fashion, спортивный и детских товаров.
– В ТК «Галерея» – 290 магазинов…
– Да, но мы делаем ставку на развлекательные опции, которые составляют более 60% проекта. Fashion-составляющая занимает меньшую долю в проекте. Тем не менее пул арендаторов в торговой галерее у нас будет такой же, как в «Галерее» или «Меге».
– Чем вызвана такая расстановка приоритетов? На торговле стало сложнее делать деньги?
– Можно сказать и так. Ритейл-рынок близок к насыщению, чего не скажешь о рынке развлечений. Сейчас развлекательный компонент в петербургский торговых комплексах находится на очень низком уровне. Во многих ТЦ развлекательная зона занимает не более 15-20% от общей площади комплекса. Между тем в долгосрочной перспективе конкурентные преимущества получат те торговые центры, которые обладают мощной развлекательной составляющей. То есть в составе ТЦ должны быть не только банальные мультиплекс, боулинг и игровые автоматы. Необходима уникальная развлекательная «фишка», которая сможет резко увеличить количество постоянных посетителей. Если комплекс сможет предложить им тот или иной неординарный формат, то люди уже будут приходить не только для шопинга, но и для проведения досуга, в том числе всей семьей. Таким образом, в несколько раз увеличивается количество времени, проводимого в торговом центре, и, соответственно, сумма потраченных денег.
– Пул арендаторов в ТЦ уже сформирован?
– Да, и сейчас активно ведутся переговоры со многими из них. Окончательно договоры будут заключаться уже где-то в конце мая, а открыться мы планируем к осени.
– Уже известно, по каким арендным ставкам будут сдаваться помещения?
– Зонированием МФК и поиском арендаторов занимается брокерская компания Jones Lang LaSalle, которая пока предпочитает не называть каких-то конкретных цифр. Могу сказать только, что все зависит от площади, которая понадобится арендатору и от предлагаемой им концепции. Если она интересна, это тоже влияет на арендные ставки. Но понятно, что они у нас будут отличаться от ставок, которые установлены в других торгово-развлекательных комплексов в Приморском районе. Скорее всего, будут выше.
– Какова окончательная стоимость проекта и спустя какое время вы планируете отбить вложенные средства?
– Мы бы хотели за год окупиться, но на самом деле реальный срок – пять-семь лет. Что касается инвестиций, то они так и остаются в размере 320 млн долл. Пока мы укладываемся в эту сумму. Думаю, дополнительные вложения не понадобятся.
– Появление «Питерлэнда» может серьезно ухудшить и без того непростую транспортную ситуацию в Приморском районе. В этом смысле что-то будет предпринято?
– Разумеется. Возле ТРК мы планируем организовать стоянку городского водного такси. В парке 300-летия Петербурга предполагается построить причал, где будут швартоваться экскурсионные «метеоры». В перспективе на них можно будет попасть в Петергоф и, я уверен, что для многих это будет дополнительным стимулом посетить наш объект. По крайней мере, молодежь явно не останется равнодушной к такому предложению. Особенно если вспомнить, что билет на водное такси стоит 50 руб., а традиционные экскурсии по городу – по рекам и каналам – предлагаются за 300-400 руб. Это еще один плюс, который также будет способствовать увеличению покупательского трафика. Да и сама дорога в «Питерлэнд» станет запоминающейся. Сейчас для нас главное, чтобы программа по развитию водного транспорта, запущенная правительством Петербурга в прошлом году, продолжала развиваться. Мы со своей стороны намерены участвовать в продвижении этой идеи, планируем совместно с городом проводить круглые столы и подключать бизнес, который владеет крупными коммерческими объектами, расположенными около воды. Но здесь, конечно, должна быть инициатива всего города. Не только правительства Петербурга, но в том числе и каждого горожанина. Тогда петербуржцы смогут добираться до прибрежных точек быстро и без пробок.
– Проект уже подходит к своему логическому завершению и, наверное, у вас как у управляющей компании уже есть какие-то планы в отношении последующей деятельности. Вы и в дальнейшем будете специализироваться на управлении торгово-развлекательными объектами или вас интересуют еще какие-то сегменты?
– Относительно других сегментов пока ничего не могу сказать. Нам бы этот проект раскрутить. А там видно будет.